Шэньчжэнь не боится торговых войн с США

В центре китайской IT-индустрии уверены, что все равно смогут переиграть американские компании
В последние годы экономика города растет в среднем на 13% в год, вдвое превышая общенациональный показатель
В последние годы экономика города растет в среднем на 13% в год, вдвое превышая общенациональный показатель / Qilai Shen / Bloomberg

Обещание избранного президента США Дональда Трапма заставить Apple и другие американские IT-компании перенести значительную долю производства на территорию США должны были бы встревожить обитателей Шэньчжэня – китайского мегаполиса, где производится огромное число продаваемых в мире высокотехнологичных устройств. Однако многие руководители работающих там компаний заявляют, что планы Трампа их не волнуют. Экономические силы, превратившие Шэньчжэнь из бедного захолустного городка в провинции Гуандун в море из небоскребов, слишком могучи, чтобы их можно было свести на нет таким образом.

Даже если Трамп выполнит свою угрозу и обложит импорт из Китая высокими пошлинами, продукция из Шэньчжэня все равно останется более конкурентоспособной, чем выпущенная в США, – настолько там выросла эффективность разработки, изготовления и транспортировки электронных товаров, убеждены местные лидеры бизнеса.

На двух шэньчженьских заводах корпорации Foxconn Technology Group около 230 000 работников изготовляют комплектующие для Apple и других транснациональных компаний, включая китайскую Huawei Technologies (тоже, кстати, зарегистрированную в Шэньчжэне).

«Мы спокойно слушаем разговоры о пошлинах, хотя возникающая вокруг них шумиха и мешает», – говорит топ-менеджер корпорации, являющейся мировым поставщиком потребительской электроники. Он просил не называть его имя, чтобы избежать дискуссии о планах Трампа.

Местных бизнесменов гораздо больше заботит обычная проблема выживания в глобальной конкуренции. Хотя по части глобализации Шэньчжэнь в основном сохраняет лидерство, он испытывает сильнейшее давление тех самых сил, которые Трамп надеется возродить в США. С 2010 г. заработная плата в Шэньчжэне заметно выросла, и многие предприятия по выпуску одежды и игрушек, некогда процветавшие в этом городе, были переведены в районы с более дешевой рабочей силой в самом Китае либо в страны вроде Вьетнама. Сейчас что-то похожее происходит и с некоторыми производителями электроники. Многие компании сокращают затраты на рабочую силу, заменяя людей на роботов.

«Конкуренция слишком высока, на Amazon есть огромный выбор дешевых товаров», – говорит Эмили У, чья компания Shenzhen Wonda Tech испытывает сейчас серьезнейшие трудности. Wonda ежемесячно производит по 40 000 цифровых камер для различных брендов. Увеличение затрат на рабочую силу означает, что некоторые заказы компания выполняет себе в убыток.

В ходе предвыборной кампании Трамп обещал добиться, чтобы Apple "изготовляла свои чертовы компьютеры и прочие вещи" в США. А в декабре Foxconn, поставщик Apple, заявил о возможности переноса части операций в Соединенные Штаты. Пока неясно, насколько масштабным будет этот проект и сколько рабочих мест он позволит создать, особенно если учесть, что Foxconn минимизирует затраты на рабочую силу, роботизируя производство.

"Если в США и будут возвращены рабочие места, то они достанутся специалистам по управлению автоматизированными предприятиями, где работает по 1000 роботов, – говорит Кристофер Болдинг, профессор из Пекинского университета Шэньчжэня. – В выигрыше будут квалифицированные компьютерщики, а не те, кто голосовал за Трампа".

Конкурентоспособность Шэньчжэня на мировых рынках ограничена рядом факторов. В частности, в Китае ограничен доступ к интернету, а значит, и к открытому софту и новым идеям. Кроме того, защита интеллектуальной собственности в стране обеспечивается слабо, поэтому предприниматели постоянно опасаются, что их идеи украдут.

Бывший китайский лидер Дэн Сяопин в 1979 г. объявил Шэньчжэнь особой экономической зоной с более свободными рыночными условиями. Это позволило городу с его дешевыми производствами более десятилетия сохранять темпы экономического роста на уровне порядка 40% в год. Когда традиционная текстильная промышленность исчерпала резервы роста, Шэньчжэнь стал центром университетского образования, готовящим более квалифицированных специалистов. По официальным данным, в последние годы экономика города показывала среднегодовой рост в 13%, превышая общенациональный показатель.

По словам венчурного капиталиста Дункана Тернера, руководящего бизнес-акселератором стартапов Hax Accelerator, если в США на изготовление прототипа нового продукта уходят недели, то в Шэньчжэне то же могут сделать за день и в несколько раз дешевле. "Шэньчжэнь сперва прославился дешевизной своего производства, потом – еще и высоким качеством, – говорит Тернер. – Теперь все, кто хотят создать какой-нибудь прототип новинки, обращаются в Шэньчжэнь".

По мере исчерпания резервов роста в производственной сфере деловая активность Шэньчжэня все больше смещалась в сторону разработки программного обеспечения и научных исследований. В 2011 г. Daimler в партнерстве с местным автопроизводителем BYD начал там разработку нового электромобиля. Apple открывает в Шэньчжэне центр исследований и разработки, где будут трудиться порядка 100 000 программистов. Китайские интернет-гиганты Alibaba и Baidu также открыли там крупные офисы.

Некоторые небольшие производители меняют профиль деятельности и начинают заниматься дизайном, разработкой брендов, маркетингом. Qiwo Smartlink Technology, выпускавшая дешевые камеры и прочие электронные безделушки для других компаний, стала дизайнерским домом с годовым оборотом $100 млн. «Все цепочки поставок и связанные с ними компании здесь, я не думаю, что можно переместить это в США», – говорит Джеймс Гуо, отвечающий в Qiwo за экспорт.

26-летний Цзюни Сон, имеющий рабочее место в технопарке Hax, разработал роботизированную руку, которую он надеется продавать всего за $7000. При такой невысокой цене даже небольшие заводы смогут себе позволить автоматизировать производство. «В этом будущее», – уверен Сон.

Перевел Александр Силонов