Эпоха дешевого труда в Китае завершилась

Мировые бренды приспосабливаются к новым реалиям
Мировые бренды приспосабливаются к новым реалиям и развитию технологий, которые заменяют рабочих на фабриках
Мировые бренды приспосабливаются к новым реалиям и развитию технологий, которые заменяют рабочих на фабриках / Vincent Yu / AP

За годы экономического бума зарплаты в Китае сильно выросли, а доля трудоспособного населения достигла пика, в результате чего страна лишается одного из главных своих козырей – дешевой рабочей силы. Транснациональные компании приспосабливаются к новым реалиям рынка труда и развитию технологий, которые заменяют рабочих на фабриках.

Levi Strauss начала производить джинсы в Китае 30 лет назад, полагаясь на казавшийся нескончаемым поток дешевой рабочей силы. Но ситуация изменилась, и в следующие десятилетия нехватка трудоспособного населения в Китае заставит Levi и другие западные бренды преобразовать свои операции в стране или покинуть ее. Эти изменения ознаменуют собой новый этап глобализации, на котором важны будут автоматизация и близость к рынкам.

Это уже заметно в городе Чжуншань, неподалеку от Гонконга, где лазеры, автоматические швейные машинки и цифровые принтеры заменяют десятки рабочих на заводе Levi. «Труд становится дороже, а технологии – дешевле», – объясняет Эндрю Ло, гендиректор Crystal Group, одного из крупнейших китайских поставщиков Levi.

В октябре Китай объявил о прекращении политики «одна семья – один ребенок», но это вряд ли серьезно решит его демографическую проблему, ведь не многие китайцы хотят заводить больше одного ребенка, отмечают экономисты. И пройдет минимум 16 лет, прежде чем эти дети станут трудоспособными.

Опасаясь, что производители начнут покидать страну, председатель КНР Си Цзиньпин в 2014 г. призвал совершить «революцию в сфере промышленных роботов» в Китае, который уже стал их крупнейшим в мире рынком. Но не ясно, поможет ли автоматизация так же сильно сократить расходы, как в свое время труд мигрантов из сельской местности. По мнению некоторых специалистов, такие изобретения, как 3D-принтеры, могут серьезно изменить производство к 2050 г. Предполагается, что они смогут производить различные товары (от одежды и пищи до электроники), а рабочих будет требоваться меньше. «Возможно, в 2050 г. 3D-принтеры будут стоять в домах и люди смогут сами производить все необходимое. Это сделает нас ненужными», – говорит Роджер Ли, гендиректор гонконгской TAL Group, крупного поставщика таких американских брендов, как Banana Republic и Brooks Brothers.

Но роль Китая как центра мирового производства снижается не только из-за развития технологий, но и в результате изменения предпочтений потребителей. Растет спрос на оригинальные товары, что делает удаленность от рынка недостатком. Возможно, фабрики будут становиться меньше и находиться ближе к потребителям. «Логистика, маркетинг и налоги могут стать более крупными статьями расходов по сравнению с оплатой труда. Все это уменьшит привлекательность Китая», – отмечает Гари Хафбауэр, эксперт по торговле из Института международной экономики Петерсона.

Трудоспособное население Китая в 1980–2015 гг. увеличилось на 380 млн человек, и сотни миллионов сельских жителей переезжали в города, где их труд на фабриках оплачивался очень низко по мировым стандартам. Поставки товаров из Китая за границу выросли на 6700% в 1980–2007 гг., и страна стала крупнейшим экспортером в мире, обойдя США. Но недавно численность трудоспособного населения достигла пика, и ООН прогнозирует, что она уменьшится на 212 млн человек к 2050 г. Кроме того, многие рабочие вернутся в родные города, чтобы заботиться о пенсионерах. Ожидается, что к 2050 г. доля китайцев старше 60 лет удвоится до 36,5%.

Также в последнее десятилетие зарплаты рабочих росли высокими темпами, превышавшими 10% в год. В некоторых прибрежных городах затраты на оплату труда (с поправкой на производительность) уже достигают $14,6 в час, тогда как в США – $22,68, согласно Boston Consulting Group (BCG). Если учитывать стоимость электроэнергии, то Китай уже является более дорогой страной для производства, чем Индонезия, Таиланд, Мексика и Индия, утверждают специалисты BCG. Между тем еще в 2002 г. затраты на оплату труда в Китае, по данным Conference Board, составляли всего $0,6 в час.

Но все это не заставляет Levi покинуть Китай, где у нее около 200 фабрик – в пять раз больше, чем в любой другой стране. Как утверждают руководители Levi, они уже давно отказались от стратегии перемещения производства в наиболее бедные страны. Вместо этого компания ищет другие способы сократить расходы, например с помощью новых технологий. Также за последние три года Levi сократила число поставщиков на 40%, а используемых материалов – на 50%. Тем не менее Levi начала также производить требующие меньшей обработки джинсы в Камбодже и некоторых странах Африки, где зарплаты ниже, а молодое население растет. А чтобы сократить время поставок, Levi стала выпускать особо популярные у европейцев джинсы в Польше и Турции, а у американцев – в Мексике.

WSJ, 24.11.2015, Алексей Невельский

Мировые бренды приспосабливаются к новым реалиям и развитию технологий, которые заменяют рабочих на фабриках