В августе отток капитала из России сменился притоком – на $1 млрд
Это удержало рубль от падения при сокращении валютной выручкиПо оценке ЦБ, за январь – август профицит текущего счета составил $14,8 млрд. Это более чем втрое меньше, чем за тот же период 2015 г., из-за спада цен на нефть. Ранее ЦБ сообщал, что за январь – июль положительное сальдо текущего счета было $16,3 млрд, таким образом, в августе текущий счет ушел в минус на $1,6 млрд.
Частично это было компенсировано профицитом по капитальному счету: исходя из данных ЦБ в августе отток капитала сменился чистым притоком на $1 млрд. За восемь месяцев чистый отток составил $9,9 млрд (против $10,9 млрд за семь месяцев и $10,6 млрд за полгода). Основной составляющей вывоза стало некоторое увеличение спроса российских компаний на зарубежные активы, а ввоза – незначительный приток средств в банковский сектор, сообщил ЦБ. Приток капитала в банки сложился из-за продажи ими своих иностранных активов в объеме, превышающем выплаты внешнего долга.
Это удержало рубль от падения, отмечает Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ: индекс реального эффективного курса рубля после пятимесячного укрепления снизился в августе на 2% и падение было бы большим, если бы не приток капитала в страну.
Привлекательный рубль
По оценкам Центра развития ВШЭ, только на рынке ОФЗ объем средств нерезидентов с мая увеличивался более чем на $1 млрд в месяц.
Сжатие текущего счета – сезонное явление: так, в 2015 г. его сальдо в августе было минимальным за все месяцы (а в III квартале – минимальным за все кварталы), в 2013 г. текущий счет находился в минусе в июне, июле, августе и в III квартале в целом. Основной причиной дефицита стал рост импорта товаров (на 11% к августу-2015 и на 17% – к июлю-2016) – в основном механического оборудования и самолетов, отмечает Пухов. Если скачок импорта самолетов – единичные крупные сделки, то рост импорта оборудования мог бы говорить о тенденции формирования экономического роста. Однако это не подтверждается другими макроэкономическими данными, сомневается Пухов.
Притоку капитала способствовали несколько факторов, перечисляет Пухов: многолетний минимум погашений внешнего долга ($3,5 млрд), высокие ставки на рынке рублевого госдолга при сохраняющейся привлекательности рубля (с февраля он укрепился на 19% ко всем валютам), а также относительно высокая цена нефти (в сравнении с январским провалом ниже $30/барр.) и рост прибыли российских компаний. На фоне околонулевых или даже отрицательных ставок за рубежом российские активы остаются привлекательными, резюмирует Пухов (см. врез).
Но уже с сентября платежный баланс может снова принять привычный для России вид: профицита по текущему счету при чистом оттоке капитала. Текущий счет поддержит рост цены нефти, тогда как динамика счета движения капитала будет определяться сочетанием объемов выплат внешнего долга и аппетитом инвесторов к российским активам, отмечает Дмитрий Полевой из ING. Выплаты долга, в свою очередь, также имеют свои сезонные пики: ближайшие – в сентябре и декабре. А аппетит инвесторов может быстро ухудшиться – из-за снижения ставки ЦБ и повышения ставки ФРС, указывает Пухов: отток капитала вызовет ослабление рубля и, как следствие, сокращение импорта. Больших неприятностей для рубля не видно, считает Полевой, до тех пор, пока внешние условия существенно не ухудшились.