Правительство пытается снизить долговую нагрузку на регионы
Собственных доходов платить по кредитам им не хватаетВласти могут реструктурировать коммерческие долги наименее обеспеченных регионов, рассказал курирующий региональную политику вице-премьер Дмитрий Козак: «Предварительные выводы заставляют серьезно задуматься над схемой поддержки». Окончательно вопрос будет решен 22–23 сентября, пообещал он.
Кроме того, правительство обсуждает перераспределение налогов между центром и регионами, а также отмену части льгот, установленных на федеральном уровне для региональных и муниципальных налогов, сказал Козак: это один из источников финансирования дефицита и рефинансирования долгов (его слова по «Интерфаксу», «РИА Новости», «Прайму»).
По сравнению с прошлым годом список самых закредитованных регионов не изменился, указывает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в мониторинге экономической ситуации, у 12 регионов долг – от 80 до 100% собственных доходов, у семи – 100–120%, у Мордовии – 185%, в среднем – 35% за первое полугодие: «Проблема заморожена и не решается».
Лидеры долга
Долг Мордовии – 185% собственных доходов, Хакасии и Костромской области –122–125%, Северной Осетии, Карелии, Удмуртии, Смоленской и Астраханской областей – 100–111%, перечисляет лидеров Зубаревич.
Расходы на обслуживание госдолга регионов за три года выросли в 2 раза, на погашение – в 3,6 раза до 2,3 трлн руб., говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: сумма почти эквивалентна самому долгу. Регионы занимают «на кассовый разрыв», делает она вывод. Долг регионов на 1 августа (2,66 млрд руб.) не изменился с начала года, правда, улучшилась его структура: доля дорогих кредитов банков сократилась с 44 до 35%, а доля сверхдешевых бюджетных кредитов выросла с 34 до 45% благодаря дополнительным кредитам от Минфина, констатирует Зубаревич. Но такое уже было: структура долга улучшалась и летом 2015 г., а к концу года регионам пришлось опять брать дорогие кредиты банков, чтобы выполнить обязательства, напоминает она. Регионы уже выбрали 70% обещанных им в этом году дешевых федеральных кредитов – получили 220 млрд из 310 млрд руб., согласно данным Минфина.
Регионы недополучают доходов и дотаций, констатирует Голикова. Им трудно избежать дефицита: номинальные доходы выросли только на 2,7%, а расходы – на 5,7%, пишет Зубаревич. Общий профицит регионов в первом полугодии (276,6 млрд руб.) получен за счет огромного превышения доходов над расходами в бюджете Москвы и Сахалина, а также значительных профицитов ХМАО, Тюменской и Ленинградской областей и Санкт-Петербурга, отмечает Зубаревич. У подавляющего же числа регионов (52) был дефицит и он будет усиливаться в ноябре – декабре из-за роста расходов, предупреждает Зубаревич.
Одна из причин роста долга – волатильность бюджетных трансфертов, отмечает Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. За первое полугодие трансферты регионам упали на 12%. И продолжат снижаться, обещает Минфин. В 2017 г. – на 15,5%, говорила ранее директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. Дотации на выравнивание бюджетов регионов сохранятся, но снизятся на 5% дотации для частичной компенсации расходов на выполнение майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам, уточнила она.
Действующая методика, по которой определяются дотации на выравнивание бюджетов регионов, существенно устарела, говорила Голикова. По данным Счетной палаты, межбюджетные трансферты регионам в 2015 г. составили 1,6 трлн руб. Из них дотации на выравнивание – 40,6%, остальное – субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, решения по которым принимаются на федеральном уровне и не зависят от регионов, отмечает Голикова. Эти решения она называла одной из причин «ситуации с объемом и структурой госдолга регионов».
В Минфине не ответили на запрос «Ведомостей».