Регионы могут получить доступ к кредитам с плавающей процентной ставкой
Чиновники обсуждают варианты поддержки местных бюджетовРегионы смогут привлекать коммерческие кредиты с плавающей процентной ставкой, рассказала «Ведомостям» представитель Минэкономразвития Елена Лашкина. Министерство обсуждает такую возможность с Минфином и банками. Минфин рассматривает различные способы снижения процентной ставки при предоставлении коммерческих кредитов для финансового оздоровления регионов, сообщил «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев: один из них – кредиты с плавающей ставкой.
В 2015 г. самыми закредитованными регионами стали Мордовия (долг – 182% собственных доходов), Костромская область (137%), Смоленская область (121%), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%), по данным Минфина и Федерального казначейства. Минфин разрабатывает программы финансового оздоровления регионов, говорил ранее министр Антон Силуанов. Консолидированный долг регионов и муниципалитетов на 1 апреля составил 2,68 трлн руб., сообщается на сайте Минфина.
Бюджеты стремятся к дефициту
По данным Счетной палаты, за четыре года количество профицитных регионов сократилось в 3 раза. В 2011 г. было 57 дефицитных и 26 профицитных, а 1 января 2016 г. – 76 регионов исполнили бюджет с дефицитом и 9 с профицитом. Максимальным профицит был в Москве, Московской, Тюменской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском АО, говорила Голикова.
Не думаю, что он сильно вырос, так как консолидированный бюджет регионов пока исполняется с профицитом (в январе – мае – 430,5 млрд руб., по данным казначейства), говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. Регионы рефинансируют коммерческие долги бюджетными кредитами, но средств недостаточно, оценивал он: на этот год запланированы кредиты на 310 млрд руб., а по оценкам S&P, регионам и муниципалитетам нужно будет погасить долги на 500 млрд руб.
За четыре месяца 2016 г. госдолг регионов сократился на 26,8 млрд руб., или на 1,15%, говорила в конце июня председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: изменилась и структура – доля коммерческих кредитов сократилась на 8,9 процентного пункта до 32,7%, доля бюджетных кредитов увеличилась на 9,6 п. п. до 44,1%. Это очень позитивная пропорция, оценила Голикова, но в 12 регионах за пять месяцев продолжается рост кредитов, которые заимствуются в коммерческих банках.
Ставки для регионов зависят от их кредитного качества, но в целом с начала года снижаются, говорит Вартапетов: в среднем трехлетние кредиты для сильных регионов предоставляются по ставке 11–12%, для слабых – более 13%. Вопрос о целесообразности плавающей процентной ставки банков обсуждается с прошлого года, когда ставки в начале года взлетели, напоминает Вартапетов, но тогда возникли сложности с законодательством о госзакупках, которое фиксирует цену контракта. Банкам и регионам такой инструмент был бы интересен, резюмирует аналитик S&P. Предоставление кредитов с плавающей ставкой увеличивает спрос на займы, считает зампред ВТБ Михаил Осеевский. Привязка ставки кредита к ставке ЦБ отвечает интересам регионов и банков, продолжает он, поскольку в случае снижения ставки ЦБ регионы не несут избыточную финансовую нагрузку по кредиту, а в обратной ситуации банки, в свою очередь, не несут потери. В Сбербанке не смогли оперативно прокомментировать запрос «Ведомостей».
Антикризисный план правительства, принятый в марте 2016 г., предусматривал разработку программ финансового оздоровления и развития регионов с высокой долговой нагрузкой, в том числе реструктуризации долга. Такая работа проводится, говорит представитель Минэкономразвития: так, правительство весной разрешило регионам продлевать сроки устранения нарушений соглашений о предоставлении субсидий при наличии обстоятельств непреодолимой силы, не возвращая при этом остатки средств в бюджет. Для снижения долговой нагрузки регионы изменили правила выдачи бюджетных кредитов. Теперь они предусматривают обязательства поэтапно снижать дефицит региональных бюджетов и сокращать долю общего долга регионов, перечисляет Лашкина.
Серьезным фактором для наращивания долга регионами является волатильность бюджетных трансфертов, которая приводит к неустойчивости доходной базы, говорит ведущий научный сотрудник Института развития ВШЭ Андрей Чернявский. Во многих регионах сильные колебания при поступлении налога на прибыль и НДФЛ, добавляет он. Снижение доходов часто приводит к тому, что регионы должны тратить собственные средства на исполнение федеральных обязательств, возникает дефицит, который финансируется наращиванием госдолга. По сути проблема та же, что и у федерального бюджета, отмечает Чернявский: раньше жили при цене на нефть в $100, а теперь придется при $50, а этот процесс болезненный.