Минфин продолжает битву за дивиденды госкомпаний
Он требует половину прибыли по МСФО и намерен перекрыть все лазейкиМинфин разработал и направил на согласование проект распоряжения, который предусматривает введение бессрочной нормы, обязывающей госкомпании выплачивать дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, рассказал «Ведомостям» представитель министерства. Такая норма была введена в этом году (прежде было 25%), и Минфин ее хочет продлить на последующие годы. Это «представляется правильным с точки зрения принципов корпоративной дивидендной политики», объясняет представитель Минфина. Дополнительные дивиденды от госкомпаний – это и одна из мер по мобилизации доходов: по расчетам Минфина, с которыми ознакомились «Ведомости», разница между 25 и 50% принесет в бюджет 200 млрд, 225 млрд и 250 млрд руб. в 2017–2019 гг.
В отличие от прошлогоднего на этот раз проект не содержит требования «учитывать инвестпрограммы компаний» – именно на этом основании право на пониженные дивиденды получил «Газпром». Минфин хочет убрать эту лазейку. Минфин выступает против этой нормы, в этом заключается основное разногласие с Минэкономразвития, говорит представитель Минфина: «Мы считаем, что инвестиционные проекты компаний с государственным участием должны рассматриваться как отдельные проекты, для которых должна рассчитываться чистая приведенная стоимость (NPV) и обеспечиваться положительная внутренняя норма доходности (IRR) в условиях рыночного финансирования».
Минэкономразвития, по словам его представителя, в целом поддерживает проект, если Минфин представит финансово-экономическое обоснование целесообразности направления таких дивидендов, учитывая анализ (оценку) влияния данного подхода на долгосрочные программы развития, инвестиционные программы.
Сегодня Минфин и Минэкономразвития должны окончательно договориться о формулировках, сказали два федеральных чиновника. Если Минэкономразвития будет против, придется вносить документ в правительство с разногласиями, отмечает чиновник Минфина.
Принятое в начале года решение собрать с госкомпаний 50% прибыли для затыкания бюджетных дыр стало неожиданным. Компании тут же принялись выбивать для себя исключения. «Газпром» заплатил 175,2 млрд руб. дивидендов – это 21,8% прибыли по МСФО и 50% по РСБУ. «Газпром» ссылался на большую инвестпрограмму – надо строить газопровод в Китай «Сила Сибири». Министр экономического развития Алексей Улюкаев объяснял, что решение было принято как компенсация для «Газпрома» за повышение налоговой нагрузки, в этом году повышение НДПИ обойдется «Газпрому» в 100 млрд руб.
Исходя из такой логики «Газпрому» могут понадобиться поблажки и в следующем году, замечает федеральный чиновник: Минфин предлагает увеличить нагрузку на «Газпром» на 70 млрд руб. В «Газпроме» от комментариев отказались.
«Транснефть» заплатит
Минфин собирается перекрыть лазейку, которой воспользовалась «Транснефть». Она платила 100% прибыли по РСБУ, что гораздо ниже прибыли по МСФО. Компания сослалась на закон об АО, который запрещает платить дивиденды, превышающие 100% прибыли по бухгалтерской отчетности. Минфин предлагает в таком случае платить из нераспределенной прибыли прошлых лет.
Чистая прибыль «Газпрома» в этом году будет относительно высокой, но может сильно снизиться в 2017 г., в том числе из-за увеличения налоговой нагрузки, предупреждает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. За 2016 г. прибыль может составить около $14 млрд, ожидает он, так что при выплате 50% прибыли по МСФО на дивиденды пойдет около $7 млрд. При повышении налоговой нагрузки у компании будут все основания требовать сокращения дивидендов в следующем году, считает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.
На балансе у концерна $20,6 млрд, чистый долг на 30 июня – $27,4 млрд, краткосрочный – $8,8 млрд; если компания полностью выплатит краткосрочные кредиты и займы, денежные средства уменьшатся до $11,8 млрд. Но во втором полугодии 2016 г. у «Газпрома» будет отрицательный денежный поток минус $5 млрд, ожидает Вахрамеев. Формально компании хватит денег на выплату дивидендов, но чистый долг будет расти – примерно до $32,4 млрд к концу года, соотношение чистый долг/EBITDA составит порядка 2, оценивает он. Это не так критично для «Газпрома», компания сможет и дальше занимать в течение года-трех. Но поскольку в 2016 и 2017 гг. свободный денежный поток будет отрицательным, финансировать дивиденды придется за счет увеличения чистого долга, предупреждает Вахрамеев.
В такой ситуации «Газпром» все равно придет просить об исключениях, так что смысла менять формулировки сейчас нет, резюмирует федеральный чиновник. «Этот вопрос решается на другом уровне: понятно, что, если «Газпром» убедит руководство страны в том, что ему нужны деньги, он получит исключение», – объясняет он.
Другая идея – обязать компании выплачивать промежуточные дивиденды, говорят два федеральных чиновника. Прежде всего это касается дивидендов «Роснефтегаза» (РНГ), держателя пакетов акций «Газпрома» и «Роснефти». Дивиденды этих госкомпаний поступают в РНГ и лишь потом – в бюджет.
Желание Минфина зафиксировать дивиденды совпадает с интересами инвесторов. Прогнозировать размер выплат станет гораздо легче, отмечает Александр Бранис из Prosperity Capital Management, а инвестпрограмма «Газпрома» действительно нуждается в радикальном сокращении, компания из года в год тратит деньги на неэффективные проекты. Инвесторам это понравится, но только когда это случится, скептичен Владимир Цупров из «ТКБ инвестмент партнерс».