Спад экономики дошел до минимума
По оценке ВЭБа, во II квартале спад замедлился до 0,7%, это минимум за шесть кварталов кризисаПо оценкам ВЭБа, экономика во II квартале сократилась на 0,7% к тому же периоду прошлого года, темпы падения замедлились до минимальных за шесть кварталов экономического спада (см. график). В июне спад ВВП замедлился до 0,6% против 0,8% в мае (к тем же месяцам 2015 г.), посчитали в ВЭБе.
Таким образом, за первое полугодие экономика, по оценке ВЭБа, сократилась на 0,9%. Похожую оценку дал министр экономического развития Алексей Улюкаев: по предварительным данным Минэкономразвития, спад за первое полугодие составил менее 1%, сообщал ранее министр. Индекс ВВП в ВЭБе составляет его бывший заместитель, отвечавший за макроэкономическое прогнозирование и анализ социально-экономического развития, а теперь главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.
По оперативным данным за июнь можно судить о возобновлении экономической активности, говорится в аналитической записке банка: ВВП в сравнении с маем вырос на 0,1% благодаря росту производства в отраслях, ориентированных на экспорт, транспорту и сельскому хозяйству. Однако июньское оживление было лишь компенсацией майского сокращения. Спад замедлился, но особого повода для оптимизма нет, считает Клепач: «Одна десятая [июньского роста – на 0,1% к маю] – это не оптимизм».
Однако более полные статданные, которые выйдут позже, могут скорректировать эту цифру. Так, Росстат уточнил данные по оптовой торговле за апрель, повысив ее рост с менее 1% до почти 5%, а ФТС – данные по сырьевому экспорту и импорту за май; в итоге рассчитанная ВЭБом динамика ВВП за апрель изменилась с минус 0,1% до 0,1%, а мая – с минус 0,4% до минус 0,3% (к предыдущему месяцу).
Но несмотря на благоприятные пересмотры итогов весенних месяцев, спад ВВП во II квартале продолжился и июнь также не дает поводов говорить о переломе негативной тенденции, заключает Клепач. Улучшение ситуации во II квартале связано прежде всего с экспортом и запасами, на что указывает в том числе оптовая торговля, говорит он. В июне лучше ожиданий оказался промышленный выпуск, но это, к сожалению, не означает перехода к устойчивому росту, продолжает он, потому что спрос на продукцию не растет – инвестиции и розница продолжают падение и в июне ситуация с внутренним спросом была даже хуже, чем ожидалось. Для улучшения внутреннего спроса оснований не видно, считает Клепач: бюджет сокращает расходы, динамика кредитования неблагоприятна, доходы населения не растут. В III квартале поддержку экономике может оказать хороший, как ожидается, урожай и поквартальный темп ВВП (III квартал в сравнении со вторым с учетом сезонного сглаживания) выйдет из минуса в ноль, а в IV квартале – в минимальный плюс, ожидает Клепач: однако поворота к устойчивому росту экономики без возобновления роста спроса не будет.
Прогнозы итогов 2016 г. у Клепача и Минэкономразвития расходятся. ВЭБ ожидает сокращения ВВП на 0,8%, но все-таки благодаря лучшим, чем предполагалось, данным II квартала прогноз может быть улучшен до минус 0,7%, говорит Клепач. Текущий прогноз Минэкономразвития – спад на 0,2%, но Улюкаев не исключал, что экономика может завершить год и небольшим ростом. Это предполагает, что в III–IV кварталах экономика должна перейти к росту, темпы которого компенсируют спад января – июня (0,7–0,8% за второе полугодие при спаде на 0,9% в первом полугодии и нулевом темпе по итогам года). «Основания для того, чтобы перейти к восстановительному росту, уже сложились», – убежден министр: это вопрос ближайших месяцев.
Рынок не разделяет оптимизм Минэкономразвития: консенсус-прогноз Bloomberg итогов 2016 г. – спад на 0,8%. ЦБ ожидает завершения рецессии в IV квартале, по итогам 2016 г. прогнозирует спад на 0,3–0,7%. По оценке МВФ, произошедший рост цены нефти лишь сократит масштаб экономического спада России в 2016 г. до 1,2% (против прежнего прогноза спада на 1,8%).