Медведев обещает сбалансированный бюджет

Все непопулярные решения будут приняты после 2018 года
Дмитрий Медведев заговорил бюджет
Дмитрий Медведев заговорил бюджет / Екатерина Штукина / РИА Новости

Все непопулярные решения могут быть отложены на 2018 г., ожидает Владимир Тихомиров из БКС: и повышение налогов, и сокращение госаппарата, и урезание субсидий.

Мы хотим построить экономику, рост которой обеспечивают внутренние источники, а не внешние котировки на сырьевых биржах, заявил Дмитрий Медведев на съезде партии «Единая Россия». Он избежал громких предвыборных обещаний, требующих высоких бюджетных затрат, но заверил, что приоритетами партии и правительства останутся макроэкономическая стабильность и снижение инфляции. «Мы сохранили и дальше будем стараться сохранять сбалансированность бюджета, тем самым обеспечим выполнение социальных обязательств перед нашими гражданами», – обещал Медведев.

«Надо налоговую систему перенастраивать, – продолжал председатель партии и правительства, – чтобы она не только собирала деньги в бюджет, но и стимулировала создание перспективных, конкурентоспособных товаров и услуг вне сырьевого сектора, укрепляла сбалансированность региональных и местных бюджетов, помогая им создавать новые источники доходов». Надо не только вводить льготные налоговые режимы, но и снижать административную нагрузку на налогоплательщиков в целом, совершенствуя систему администрирования налогов, сборов и взносов во внебюджетные фонды, объяснял Медведев.

Одна из идей – радикальное снижение страховых взносов с компенсирующим повышением НДС, говорят три федеральных чиновника. Это может и вывести зарплаты из тени, и оказать поддержку внутреннему производителю, и помочь закрыть проблему дефицита бюджета, утверждал один из них. Повысить НДС можно было бы минимум до 25%, а страховые взносы в идеале снизить до 20%, говорил «Интерфаксу» человек, знакомый с предварительными расчетами.

Обсуждаются также изменения налогообложения нефтяников, отмена порога и дифференциации по взносам во внебюджетные фонды, но решений пока не принято, уточняет федеральный чиновник.

В пределах погрешности

«Единая Россия» ставит перед собой задачу сохранить достигнутый реальный уровень оплаты труда, а с 2018 г. – обеспечить его повышение в соответствии с темпами роста экономики, заявил Медведев. По прогнозу Минэкономразвития, экономика России в 2017 г. вырастет на 0,8%, в 2018 – на 1,8%, в 2019 г. – на 2,2%.

Люди, которые вышли на пенсию, должны получать нормальные деньги, подчеркнул Медведев и предложил с 2017 г. восстановить индексацию пенсий на инфляцию предыдущего года. В своей речи он обошел тему второй индексации в 2016 г., решение о которой правительство должно принять по итогам исполнения бюджета за первое полугодие. Впрочем, второй индексации в этом году, скорее всего, и не будет, говорят «Ведомостям» три чиновника: «Даже социальный блок уже ее не ждет». По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2016 г. составит 6,5%. Минфин ожидает, что в 2016 г. инфляция составит 5,5–6%, говорил замминистра Максим Орешкин. Первая полная индексация пенсий может пройти с 1 февраля 2017 г., сказал ТАСС министр труда Максим Топилин. Она обойдется в 2017 г. в 410 млрд руб., подсчитал эксперт, участвующий в обсуждении темы в Минфине.

Доходы бюджета за пять месяцев 2016 г. сократились к аналогичному периоду прошлого года на 13,3%. В бюджетные проектировки на 2017 г. Минфин закладывает среднюю цену нефти в $40 за баррель и дефицит в 3% ВВП, говорил ранее министр финансов Антон Силуанов, а в 2018–2019 гг. намерен снизить его до 2 и 1% соответственно. Базовый прогноз Минэкономразвития рассчитан исходя из $40 за баррель. Расходы бюджета предлагается сохранить на уровне 2016 г. (по закону о федеральном бюджете – 16,1 трлн руб.).

Замораживание номинальных расходов бюджета – это сокращение и реальных расходов, и дефицита примерно на 0,5% ВВП ежегодно, объяснял министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Такой шаг мне кажется приемлемым и не порождает больших рисков», – говорил он.

Дискуссия о бюджете упирается в политические вопросы, которые требуют отдельного решения: будущее пенсионной системы, налогообложение нефтяной отрасли. «Есть особое мнение Минфина, с которым согласны, мягко говоря, не все», – знает чиновник финансово-экономического блока. Это не просто параметры бюджета (кому сколько дать, где сколько срезать), идет дискуссия – какой должна быть бюджетная политика, говорит другой чиновник.