Финансово ВЭБ продолжит опираться на государство
Но обещает сократить масштабы бизнеса и задолженностиЕсли цены на нефть будут примерно такими же, как сейчас, государство сможет помогать ВЭБу – деваться некуда, предсказывает главный экономист БКС Владимир Тихомиров: дефолт ВЭБа будет приравнен к дефолту суверенного заемщика. Но если цены на нефть опустятся, возникнут проблемы, их пик придется на 2018 г., продолжает он, остается надеяться только на смягчение санкций.
«Ведомостям» удалось ознакомиться с новой стратегией Внешэкономбанка (ВЭБ), которую рассмотрит сегодня его наблюдательный совет. Банк сосредоточится на инвестициях в инфраструктуру, в промышленные проекты высоких переделов, на поддержке экспорта, а также постарается разгрести старые проблемы, следует из документа.
Переход на новую бизнес-модель потребует еще около пяти лет и не обойдется без помощи государства. «Государственные средства имеют критически важное значение и для решения проблем старого портфеля, и для кредитования новых проектов», – говорит чиновник, близкий к наблюдательному совету.
Финансовая модель ВЭБа, разработанная его новым руководством, в основном и базируется на государственных деньгах: банк намерен получать средства в капитал, привлекать дешевое длинное финансирование, включая льготные средства фонда национального благосостояния и Центробанка, получать средства на субсидирование процентных ставок кредитов, использовать средства госпрограмм. Это финансирование рассматривается как основное, поскольку позволяет кредитовать инвестпроекты по приемлемой цене, говорит сотрудник ВЭБа.
Банк рассматривает и рыночное финансирование (внутренние облигации ВЭБа, средства негосударственных пенсионных фондов, депозиты крупных клиентов), но пока будет ограничивать его привлечение, продолжает сотрудник ВЭБа: оно слишком дорогое. Внешние заимствования тоже будут ограничены, они рискованные и возможны только при хеджировании валютного риска.
Реформируют и «дочек» ВЭБа. В 2016–2017 гг. он избавится от РФПИ и «МСП банка». В 2017–2018 гг. из ВЭБа выведут украинский Проминвестбанк, белорусский БелВЭБ, Связь-банк, «Глобэкс», «ВЭБ инновации», «ВЭБ Азия».
В группе сохранятся Российский экспортный центр и его «дочки» Росэксимбанк и «Эксар», а также Федеральный центр проектного финансирования, «ВЭБ инжиниринг», «ВЭБ капитал» и Фонд развития моногородов. «ВЭБ лизинг» требует реструктуризации и дополнительных решений.
У ВЭБа два сценария развития на срок действия стратегии и новые ключевые показатели эффективности (KPI) для кредитования новых проектов, экспортных кредитов и управления пенсионными накоплениями. Финансовую деятельность новый менеджмент оценит по отношению затрат к активам и по стоимости неработающих активов.
В 2017 г. ВЭБ хочет профинансировать новые проекты на 80 млрд, а к 2021 г. – нарастить портфель новых проектов до 200 млрд руб. Методику расчета и целевых значений поддержки экспорта, качества портфеля, отношения операционных расходов к активам менеджмент обещает разработать позже.
Спецпроекты – без денег ВЭБа
Для работы со спецпроектами ВЭБ предлагает создать отдельное юридическое лицо (некоммерческую организацию или фонд – окончательно форма еще не утверждена), учредителем его станет государство, а ВЭБ будет лишь управляющим за «адекватное вознаграждение», рассказывает человек, близкий к наблюдательному совету. ВЭБ не будет финансировать эту структуру и не войдет в число ее учредителей, спецпроекты не будут отражаться на его балансе, продолжает он: финансироваться спецпроекты могут и из бюджета в размере от 20 млрд до 50 млрд руб. ежегодно, и из других источников, не предполагающих полной возвратности.
Господдержка понадобится и для выплат по внешним долгам. В 805 млрд руб. до 2021 г. оценивает новый менеджмент ВЭБа размер госсубсидии на эти цели (240 млрд в 2017 г., 265 млрд в 2018 г., 160 млрд до 2020 г., 35 млрд в 2021 г.). В 2016 г. господдержка составит 150 млрд руб. (половина из них уже перечислена), кроме того, ВЭБ планирует распродать непрофильные активы. Еще около 300 млрд руб. потребуется на выплаты по внешним займам в 2022–2025 гг. Долг ВЭБа будет выплачиваться в нужном объеме и в установленные сроки, говорит представитель Минфина: предварительно на 2017 г. в бюджете заложена поддержка в 150 млрд руб.
Новая команда обещает продолжить работу по расчистке баланса ВЭБа от плохих долгов. В основном это убытки от так называемых специальных проектов ВЭБа (см. врез), к которым относятся украинские кредиты, олимпийские стройки и убытки «ВЭБ лизинга». Риски по ним оцениваются в 700 млрд руб. В прошлом году чиновники называли ВЭБ «банком плохих долгов», и руководство госкорпорации говорило, что ей необходима господдержка на 1,5 трлн руб.
Ключевой структурной проблемой банка была текущая бизнес-модель, по факту связанная с кредитованием низкорентабельных проектов, объясняет аналитик S&P Карен Вартапетов. Новая бизнес-модель, по сути, предполагает постоянную бюджетную поддержку ВЭБа, констатирует он: это квазибюджетный фонд, из которого финансируются приоритетные, с точки зрения правительства, расходы.
Представитель ВЭБа не ответил на запрос «Ведомостей».