Владельцы зарубежных счетов заинтересовались амнистией капиталов
В противном случае они могут через пару лет быть оштрафованы на очень крупные суммыЗа месяц до конца амнистии начал стремительно расти поток людей, решивших ею воспользоваться, рассказали «Ведомостям» налоговые консультанты крупных аудиторских компаний и федеральный чиновник. Напугало присоединение России к автоматическому обмену налоговой информацией: есть не только риск налоговых санкций, но и угроза лишиться сбережений, накопленных за границей.
Обо всех операциях по зарубежным счетам и вкладам люди должны отчитываться до 1 июня. Но с 2018 г. ФНС сможет получить информацию и без уведомлений – от своих иностранных коллег. Первые данные – за 2017 г.: по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи акций, по договорам накопительного страхования. По ним налоговики смогут увидеть не только незадекларированные доходы, но и незаконные операции. До 2018 г. на иностранные зарубежные счета нельзя зачислять средства от продажи ценных бумаг, доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, купонный доход. Штраф составляет 75–100% суммы.
Это создает проблемы для людей, которые активно торгуют ценными бумагами на зарубежных площадках, предупреждает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Невозможно продать имущество во Франции или Великобритании без зачисления средств от сделки на местный счет, говорит партнер «Алимирзоев и Трофимов» Илья Алещев. Сложно проводить и инвестиционные операции, рассказывает партнер PwC Максим Кандыба. Ограничений так много, что клиенты рискуют лишиться вообще всех средств, согласен партнер Ronlaw Partners Павел Романенко.
Амнистия как спасение
Обращать внимание будут прежде всего на незадекларированные счета с большим балансом, рассказывает федеральный чиновник, детальную информацию по ним налоговики смогут запросить у иностранных коллег, а те – у банков. При анализе могут быть выявлены и запрещенные операции, говорит он. С упразднением Росфиннадзора ФНС получила функции по валютному контролю. Это не значит, что налоговики сразу выявят все нарушения, успокаивает чиновник, но в 2017 г. совершать операции по зарубежным счетам нужно будет аккуратнее. Срок давности нарушения по ним – два года. По операциям за 2016 г. физлица не рискуют получить штрафы, говорит чиновник, в ФНС поступят данные по остатку счета на конец 2017 г. Но информация о движении средств по счетам приходит уже сейчас, рассказывает он, а с 2018 г. будет видна вся картина, что упростит выявление налоговых и валютных нарушений. Россияне уже отчитались почти о 100 000 счетов в зарубежных банках, рассказывает чиновник.
Многие клиенты рассматривают амнистию как способ избежать штрафа, говорит Кандыба. Многие хотят задекларировать все, что есть, подтверждает Калинин. Для некоторых это просто вопрос сохранения денег, говорит банкир, специализирующийся на private banking, – например, для брокеров (они де-факто совершают незаконные операции постоянно). Такой счет точно привлечет внимание налоговой, а значит, с каждой операции придется заплатить огромный штраф, продолжает он. Один из клиентов сначала амнистировал капитал, зачислил деньги на счет и сразу перевел за рубеж, вспоминает он. Рискуют получить штраф даже те, кто просто не уведомил ФНС о своем счете за рубежом, предупреждает партнер EY Ирина Быховская, любая операция по нему может быть признана незаконной. Некоторые закрывают такие счета, переводят средства на новые, а затем уведомляют о них налоговиков, продолжает она. Штраф за опоздание – от 1000 до 1500 руб.
Но амнистия освобождает только от прошлых нарушений, предупреждает Кандыба, и люди переводят средства на номинальные компании. Действительно, многие сейчас выводят средства со счетов, признает федеральный чиновник. Но если в этом году человек успеет обнулить счет, данные о проводках по нему налоговики не получат.
Где спрятаться от раскрытия
Остаться в тени для российской налоговой можно, если создать фонд и передать капитал в его управление, рассказывает банкир. Или перевести средства на новую иностранную компанию, говорит Быховская. Торговать ценными бумагами через юрлицо выгоднее, чем со своего счета, из-за курсовой разницы. Если бумага номинирована в отличной от рубля валюте, а она растет, то после продажи придется заплатить также налог и с курсовой разницы, объясняет Быховская. А в юрлицах прибыль считается по среднему курсу за год, добавляет она.
Попробовать скрыться от обмена можно также в США, которые пока не горят желанием присоединиться к обмену, говорит Кандыба. А американская FATCA (закон, обязывающий финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов) не предусматривает равноценного встречного обмена информацией, объясняет он. После того как начнет действовать режим автоматического информирования, из офшоров останется только Делавэр, согласен топ-менеджер крупной финансово-промышленной группы. Все будут искать эффективные с налоговой точки зрения юрисдикции, считает он, подчеркивая: не важно, какая это будет страна. Клиенты все равно не раскрываются, заключает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов, стараются реструктурировать активы, отказываются от сомнительных операций по личным счетам. Спрос на такой аудит колоссальный, рассказывает он, все боятся грядущего автоматического раскрытия информации.
В подготовке статьи участвовала Александра Терентьева