Президент Аргентины запланировал масштабную амнистию капитала

Он хочет вернуть хотя бы часть из $400 млрд, которые граждане хранят за рубежом
Маурисио Макри нужны деньги для стабилизации бюджета, стимулирования экономики и структурных реформ/ Victor R. Caivano/ AP

Новый президент Аргентины Маурисио Макри связывает надежды на стабилизацию экономики страны с планами по репатриации капитала аргентинцев. По оценкам, они хранят на зарубежных банковских счетах около $400 млрд, что почти эквивалентно ВВП страны. При этом после утечки «панамских документов» ранее в этом году выяснилось, что сам Макри связан с офшорными компаниями.

Согласно обсуждаемому в конгрессе законопроекту, аргентинцы смогут выбрать между штрафом от нуля до 15% в зависимости от размера и срока репатриации капитала и инвестициями в гособлигации. Правительство, в частности, надеется, что таким образом сможет компенсировать запланированный рост пенсионных выплат: на них ежегодно будет требоваться $5,4 млрд, кроме того ему нужно привлечь $3,4 млрд для погашения единовременной задолженности перед пенсионерами. Экономика переживает стагнацию, и решение стимулировать потребительский спрос путем инъекции дополнительных средств в случае успеха может усилить позиции Макри перед парламентскими выборами в 2017 г., на которых правящей коалиции нужно показать хороший результат, чтобы консолидировать власть, говорит экономист из Буэнос-Айреса Николас Духовне.

Однако бюджетный дефицит в 2015 г. составил почти 7%. Макри, который вступил в должность президента в декабре, сложно привести в порядок бюджет, не потеряв политической поддержки своего плана по стабилизации экономики, включающего либерализацию валютного режима и шестикратный рост коммунальных тарифов. Похожие проблемы уже приводили к краху большинства правительств Аргентины в недавнем прошлом. «Беспокойство вызывает то, что Макри обещает выделить из бюджета средства, которыми правительство не располагает», – говорит аналитик Teneo Intelligence Николас Уотсон. Предыдущие налоговые амнистии не оправдывали ожиданий, добавляет он. По словам Уотсона, слабые позиции в конгрессе и рост общественного недовольства инфляцией и безработицей могли заставить Макри пойти на популизм, за который тот критиковал своего предшественника Кристину Киршнер.

Но политолог Оскар Муиньо хвалит Макри за то, что тот смог «вернуть инициативу» после критики за повышение коммунальных тарифов. Как отмечает Муиньо, до сих пор реформы предпринимались в интересах корпораций, в частности нефтяных и горнодобывающих компаний, и финансового сектора, но Макри понял, что должен улучшить участь менее состоятельных слоев населения. «Макри впервые демонстрирует политическую заботу, а не менеджмент в стиле гендиректора», – говорит Муиньо.

Большинство аналитиков ожидают, что конгресс одобрит законопроект об амнистии капиталов. Во время предыдущей амнистии правительству удалось привлечь только $2,6 млрд, но в этот раз сильным стимулом будет глобальное ужесточение налогового регулирования в Организации экономического сотрудничества и развития в 2017 г. Инициативу президента можно будет считать успешной, если вернется около $40 млрд, считает Духовне. Однако предупреждает: приток капитала будет способствовать укреплению национальной валюты. Он также сомневается в способности правительства сократить бюджетный дефицит, учитывая рост затрат на пенсии более чем на 1% ВВП.

Правительству Макри необходимо продемонстрировать способность ускорить рост экономики и замедлить инфляцию задолго до выборов 2017 г., считает Игнасио Лабаки, аналитик Medley Global Advisers. Тогда у него есть шанс получить большинство в конгрессе и станут возможны новые структурные реформы. Кроме того, это поможет Макри избежать судьбы многих своих предшественников. Как подчеркивает Лабаки, «беспокойство Макри по поводу выборов выглядит обоснованным, учитывая, что еще ни одному президенту не из числа перонистов не удалось продержаться до конца срока со времен начала в 1945 г.» перонизма, т. е. политики, связанной с именем президента Хуана Перона, которая придает особое значение принципам социальной справедливости и опоре на собственные силы в экономике.

Перевел Алексей Невельский