Экономический совет при президенте сошелся на разгосударствлении экономики

Алексей Кудрин и Сергей Глазьев так и не смогли согласиться, за счет чего еще должна расти экономика страны
Экономический совет при президенте
Экономический совет при президенте / kremlin.ru

Владимир Путин сегодня призвал участников заседания президиума Экономического совета при президенте не зацикливаться на теоретических концепциях экономики или на идеологических предпочтениях, а сосредоточиться на прагматических вопросах. Он заявил это перед началом заседания. Президент попросил высказывать любые идеи с конкретными предложениями о механизме их реализации.

Президиум был призван обсудить и наметить основные ориентиры экономической политики до 2025 г. Сославшись на мнения многих экспертов, Путин сказал, что «российская экономика в целом стабилизировалась, адаптировалась к текущим условиям» и пришло время «заглянуть за горизонт».

В совет входят люди полярных взглядов: от либералов (например, руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, который предлагает не гнать экономику к быстрому росту, а улучшать институты и свести дефицит бюджета до 1%) до советника президента Сергея Глазьева и бизнес-омбудсмена Бориса Титова, которые предлагают побыстрее стимулировать экономический рост эмиссионным финансированием. Министр экономического развития Алексей Улюкаев и помощник президента Андрей Белоусов ждут 4%-ного роста уже после 2018 г., но стимулировать экономику хотят не печатаньем денег, а, к примеру, инвестиционными льготами и проектным финансированием ЦБ. Путин считает, что это хорошо, что в совете представлены сторонники самых разных точек зрения.

"Отмечу, что мы эти вопросы с коллегами из правительства, экономического блока правительства, с руководством ЦБ обсуждаем, разумеется, регулярно, но Экономический совет дает возможность для более широкого, открытого и вместе с тем предметного и профессионального диалога с участием уже и членов парламента, и руководителей регионов, представителей бизнес-сообщества и научно-образовательной сферы", - отметил президент 25 мая (цитата по сайту Кремля).

Путин предложил собравшимся начать с поиска новых источников роста экономики на ближайшие десять лет. Сам по себе экономический рост не возобновится, предупредил он, и тогда возможности страны в области национальной обороны будут «существенно ниже того, что нам с вами нужно для полноценного развития страны, для движения вперед».

"Необходимо одновременно обеспечить увеличение темпов роста отечественной экономики и провести структурные реформы для повышения ее эффективности. Очень важно при этом сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции", - предупредил он. На заседании в среду совет заслушает конкретные предложения экспертов, правительства и представителей бизнес-сообщества, пообещал Путин.

К чему пришли эксперты

После совета к журналистам вышли последователи оппозиционных теорий - Кудрин и Глазьев. Начал Кудрин. Он подчеркнул, что сегодня не принимались решения и не давались поручения. Он также не захотел комментировать реакцию президента на предложения.

Кудрин рассказал, что поднял на совете вопрос о структуре бюджета: нужно повысить расходы на инфраструктуру, развитие человеческого капитала и уменьшить - на субсидии неэффективным и убыточным предприятиям. От многих из них можно отказаться или приватизировать, считает он. Также надо посмотреть на другие расходы. На какие именно, Кудрин не пояснил, но признал, что сокращение бюджета уже и так на пределе: сильно порезаны все инвестиционные расходы, осталось резать только социальные и вложенные.

Изменять структуру бюджета, на взгляд Кудрина, необходимо, чтобы снизить дефицит бюджета до 1%. Такое предложение содержится в докладе ЦСР, и об этом он упомянул на совете. Более того, президент сам поручил два года назад снижать расходы бюджета на 5% в реальном выражении ежегодно. Это сокращение, по оценкам Кудрина, и приводит примерно за четыре года к снижению дефицита до 1,5%.

Поручение это сейчас не выполняется и задача - определить статьи, за счет которых можно снизить расходы бюджета, подчеркнул Кудрин

Кудрин повторил свою концепцию, почему бюджетная консолидация и снижение дефицита бюджета до 1% не сокращают рост, как считают некоторые, а наоборот, большой дефицит этому будет способствовать. 3%-ный дефицит - это 2,5 трлн руб., и это пока только цель Минфина, а потенциал - 5%, оценил Кудрин. Чтобы покрыть этот дефицит, государство должно выйти на рынок и занимать, вытесняя корпоративных заемщиков, либо финансировать дефицит бюджета резервным фондом, что, по сути, означает печатать рубли, объясняет Кудрин: так что для желающих эмиссионного финансирования - оно у нас и так уже происходит.

Кудрин, таким образом, заочно поспорил с Титовым и Глазьевым, отстаивающими эмиссионне финансирование. Глазьев, стоящий рядом на подходе с журналистами, тут же попытался вклиниться, заметив, что «это устаревшая экономическая теория», но Кудрин его прервал, попросив - пусть он довершит и пойдет, а потом Глазьев уже без него изложит свою теорию.

Основной довод Кудрина: при том что в активах банков более 70 трлн руб., которые при такой инфляции могут выдаваться только по высоким ставкам, один эмиссионной триллион ситуацию не спасет. К повышению лимитов на проектное финансирование (такие стимулы предлагает Минэкономразвития) Кудрин также относится негативно. Он говорил о том, что правительство может использовать на эти цели ФНБ.

На вопрос, обсуждались ли на совете снижение политических рисков и давление силовиков – именно этим бизнес объясняет свое нежелание инвестировать, – Кудрин сказал, что затрагивал этот вопрос косвенно. «Я поднял вопрос о том, что качество наших институтов уже не соответствует тому уровню, который нужен для более высоких темпов роста», - объяснил Кудрин, но не прокомментировал, как отреагировал на предложения президент.

Единственное, на чем сошлись все участники совета, - что в долгосрочной перспективе (в течение десяти лет) надо снижать долю участия государства в экономике с более чем 50 до 35%.