Даже поддержка президента не помогла гуманизации уголовного законодательства
Об этом бизнес-омбудсмен Борис Титов доложит главе государстваУполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов заканчивает работу над ежегодным докладом президенту о проблемах предпринимателей. Как следует из документа, оказавшегося в распоряжении «Ведомостей», 170-страничный раздел доклада «Книга жалоб и предложений - 2016» содержит описание 231 проблемы, стесняющих развитие бизнеса, и 460 предложений по их решению. Доклад подготовлен на основе анализа поступивших в адрес уполномоченного 25 500 с лишним обращений, экспертных опросов, аналитических материалов центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». В него также включены проблемы, сформулированные в докладе за 2015 г., но не решенные за прошедшее время.
Уголовное преследование вместо гражданских споров
Незаконное уголовное преследование предпринимателей, следует из документа, остается одной из хронических проблем российского бизнеса. До принятия в 2011 г. IV пакета гуманизации уголовного законодательства по единственной действовавшей тогда статье 159 УК «мошенничество» было зарегистрировано 147 468 преступлений - и это было признано чрезмерным давлением на бизнес-среду. А в 2015 г. по «мошенническим статьям» (159-159.6 УК) зарегистрировано уже 200 632 преступления.
Росло число зарегистрированных преступлений в сфере экономики (по налоговым преступлениям — на 62%), число возбужденных уголовных дел и даже число находящихся под стражей предпринимателей (на 70%, по сравнению с 2012 г.). Уголовное преследование подменяет собой рассмотрение спора в гражданском суде, констатируют авторы доклада: оно стало еще одним способом получения возмещения ущерба, компенсации убытков, устранения конкурента.
При этом блокируются или выхолащиваются системные инициативы по изменению уголовного законодательства, даже поддержанные на высшем уровне, жалуется Титов. Фактически не исполняются поручения президента, премьера - например, до сих пор не исполнено поручение президента «об исключении возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования», включенное в «майские указы» еще в 2012 г.
Необходимо комплексно менять подход к ситуации с уголовным преследованием бизнеса, настаивает омбудсмен - он, в частности, предлагает реорганизовать систему дознания и предварительного следствия, передав расследование всех преступлений по экономическим статьям УК РФ в один правоохранительный орган (по аналогии с Guardia di Finanza в Италии).
Также, по его мнению, следует ввести ответственность правоохранителей за заведомо незаконное возбуждение уголовных дел, незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушения при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Только в 2015 г. отменено около 20 000 постановлений о возбуждении уголовных дел, напоминает Титов.
Омбудсмен предлагает предусмотреть в УПК специальную главу - «Особенности производства по уголовным делам в сфере экономической деятельности», которая предусматривала бы возможность возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей только с санкции прокурора либо главы следственного органа.
Придержать контролеров
Не менее системные изменения, по мнению Титова, требуются в области контрольно-надзорной деятельности: за последние десятилетия она превратилась в «огромный неэффективно действующий механизм, который ориентирован на «самовоспроизводство», а не на решение социально-экономических проблем», отмечается в докладе. Контрольные органы фактически самостоятельно разрабатывают новые требования, устанавливают новые нормы ответственности и выводят свою деятельность из-под действия закона, защищающего права предпринимателей при проверках. Одним лишь Роспотребнадзором в 2015 г. было проведено около 265 000 проверок бизнеса (без учета административных расследований, не подпадающих под требование согласовывать проверки с прокуратурой). Нарушения были выявлены лишь в 191 000 случаев, а факты причинения вреда жизни и здоровью граждан - и вовсе лишь в 7600 случаев, подсчитал Титов.
Необходимо исключить проведение проверок по анонимным и фальсифицированным сообщениям, настаивает омбудсмен. Требуется также установить «измеримые» показатели эффективности работы самих контролеров, а главное - провести инвентаризацию обязательных требований для российских предприятий, убрать лишние и создать электронный Единый реестр требований. И не штрафовать за нарушение требований, которых нет в этом реестре.
Сейчас отсутствие адекватных мер ответственности за нарушения при проведении проверок порождает массовые нарушения прав предпринимателей и использование проверок для коррупционного давления на бизнес. Например, не является административным правонарушением неуведомление предпринимателя о предстоящей проверке, неознакомление предпринимателя с регламентом проверки, непредставление предпринимателю документов по проверке. Даже в случаях, когда судебными решениями установлены нарушения при проведении проверок, проверяющие крайне редко несут за это ответственность. К тому же грозит чиновникам за нарушение в худшем случае штраф в 10 000 руб., наказание следует ужесточить в 10 раз, считает омбудсмен.