ЦБ пообещал снизить ключевую ставку
Пока Банк России сохранил ставку на уровне 11%, но ощутимо смягчил риторикуКомментарий мягче, чем ожидалось и чем необходимо, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Вероятно, обещание понизить ставку – реакция на критику в адрес ЦБ, продолжает она. Но снижению могут помешать такие объективные факторы, как повышение ставки, на которое намекала Федеральная резервная система США, и ускоренный рост расходов бюджета, говорит Орлова. Она прогнозирует, что ставка останется на уровне 11% до конца года.
Банк России сегодня сохранил ключевую ставку на уровне 11%. Совет директоров ЦБ констатировал замедление инфляции и признаки улучшения в экономике при повышенных инфляционных рисках. Риски связаны с неоднозначностью динамики номинальной заработной платы, неопределенностью параметров дальнейшей индексации зарплат и пенсий, а также отсутствием среднесрочной стратегии бюджетной консолидации, объясняет ЦБ.
Решение совпало с консенсус-прогнозом экономистов: из 40 участников опроса Bloomberg только шестеро допускали снижение ставки до 10,5%. Кроме неопределенности параметров бюджета экономисты указывали на ожидаемый структурный профицит ликвидности (когда не ЦБ кредитует банки, а они его - их депозиты в ЦБ становятся больше их задолженности регулятору). Улучшение ликвидности банковского сектора уже привело к снижению депозитных ставок, сократив банкам издержки фондирования, отмечал Дмитрий Полевой из ING, снижение ключевой ставки может снизить их еще больше - до уровней, не соответствующих текущим инфляционным ожиданиям.
Инфляция заметно снизилась, признает ЦБ (годовой темп прироста - 7,3% на 25 апреля), но за счет факторов, действие которых может быть временным: решения правительства в части индексации зарплат, пенсий, регулируемых цен и тарифов, а также снижение мировых цен на продовольствие. На снижении инфляции сказался также слабый потребительский спрос и постепенное сокращение инфляционных ожиданий. В середине 2016 г. ЦБ прогнозирует временное ускорение темпов роста потребительских цен из-за эффекта низкой базы, но сохраняет ожидания 5% в апреле 2017 г. и целевого уровня в 4% в конце 2017 г.
ЦБ не понижал ставку с августа 2015 г. В начале 2016 г. из-за спада цены нефти, вызвавшего ослабление рубля и усилившего финансовые и инфляционные риски, его риторика ужесточилась: вместо обещаний возобновить снижение ставки по мере снижения инфляционных рисков регулятор предупредил о возможности ужесточения денежно-кредитной политики. А в марте ЦБ заявил, что умеренно жесткую денежно-кредитную политику, возможно, придется проводить дольше, чем рассчитывали.
Теперь регулятор сменил «ястребиный» настрой, вернув в пресс-релиз прежнюю «голубиную» фразу, не исключив снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний совета директоров (т. е. на одном из ближайших трех, поясняла ранее председатель Банка России Эльвира Набиуллина).
Когда ждать снижения?
ЦБ снизит ставку в июне до 10,5%, полагает Полевой, смена риторики подтверждает этот прогноз. Инфляция продолжит замедляться и составит 6,9% в конце 2016 г. и дойдет до целевых 4-4,5% к концу 2017 г., ожидает он. Банк России не ограничится одним понижением и доведет ставку к концу 2016 г. до 9% и до 7,5-8% в конце 2017 г.
Снижение ставки было бы возможно уже в июне, если инфляция в мае снизится – однако, скорее всего, инфляция в ближайшие месяцы возрастет, полагает Лиза Ермоленко из Capital Economics. Заявление ЦБ, сопровождавшее решение по ставке, было мягким, но не настолько, как, возможно, ожидал рынок, считает она. Сохраняющиеся опасения совета директоров по поводу инфляционных рисков подтверждают, что цикл снижения ставки не возобновится до более позднего периода – вероятно, III квартала, заключает Ермоленко. И будет крайне скромным, ожидает она: к концу года ставка снизится лишь до 10%.
Снижение ставки уже в июне возможно только при совпадении четырех условий, перечисляет Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»: котировок нефти выше $40/барр. и отсутствия ослабления рубля; ускорения инфляции (ожидаемого в ближайшие месяцы из-за эффекта базы) с текущих 7,3%, но не более чем до 8%; снижения инфляционных ожиданий, несмотря на ускорение инфляции; замедления номинального роста зарплат с февральских 9% до 5-6%. Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, снижение ставки вероятно не ранее второго полугодия 2016 г., согласен он. Масштаб смягчения зависит от того, как сложится цена нефти, считает Кузьмин: при $40/барр. – только до 10% к концу 2016 г., при $45 - до 9%, при $30/барр. ставка до конца года не изменится.