Впервые за восемь лет расходы россиян на продукты превысили расходы на непродовольственные товары

При этом трудовые стратегии в обществе не формируются, зато растет запрос на компенсации от государства
На фото выставка "Ода еде" в галерее "Проун"
На фото выставка "Ода еде" в галерее "Проун" / М. Стулов / Ведомости

В марте 2016 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, впервые с января 2008 г. превысил долю непродовольственных товаров и составил 50,1%. Это следует из ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте. В кризис 2008-2009 гг. доля продуктов в обороте составляла 49,6%, напоминают авторы документа. В обзоре приводится мнение экспертов о том, что в 2016 г. продукты могут в дальнейшем увеличить долю в объеме расходов россиян. Рост расходов на продукты соответствует снижению реальных доходов населения и росту бедности - «известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания», говорится в мониторинге.

В I квартале 2016 г. потребительские цены выросли на 8,4% в годовом измерении, пишут авторы обзора. Объемы розничной торговли продолжают сокращаться второй год подряд, и к январю - февралю 2014 г. они уменьшились на 11,6%. Безработица в течение последних четырех месяцев остается на уровне 5,8% от экономически активного населения, а с исключением сезонного фактора безработица снижается уже третий месяц (с 5,8% в ноябре до 5,4% в феврале), но отмечается рост застойной безработицы, т. е. тех, кто ищет работу более 12 месяцев, а среднее время поиска работы увеличилось в феврале 2016 г. на 6% в годовом измерении.

Авторы мониторинга пишут, что с начала 2016 г. ускорился рост номинальных заработных плат, падение в реальных величинах остается, но его темпы снижаются. Минтруд зафиксировал рост неполной занятости с февраля по март на 67 800 человек, до 323 500 человек.

В феврале 2016 г. реальные располагаемые денежные доходы населения, реальная заработная плата и реальный размер назначенных пенсий сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно на 6,9, 2,6 и 4,7%, говорится в докладе. Размер среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, средний размер назначенных пенсий и размеры социальных выплат снижаются относительно величины прожиточного минимума. Из-за роста цен и снижения реальной зарплаты у значительной доли населения исчезла возоможность делать накопления.

Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности: сокращение расходов стало массовой адаптационной стратегией, а не только стратегией бедных.

В оценке перспектив экономической ситуации преобладает пессимизм, пишут авторы мониторинга. Горизонт выхода из кризиса отодвигается. Большинство населения (80%) считает, что так или иначе были затронуты кризисом, еще 15% ждут, что им придется на себе это испытать. Прежде всего негативные ожидания формируются в отношении снижения уровня оплаты труда и, как следствие, опасаются снижения уровня жизни. На данный момент его снижение отметили 50% населения.

При этом трудовые стратегии адаптационного характера в обществе не формируются, зато распространяются «массовые патерналистские ориентации» и усиливается запрос «на компенсаторные меры социальной политики», говорится в мониторинге.

В мониторинге использовались, к примеру, данные Росстата, Минтруда, Минэкономразвития, результаты исследования «Сбербанк CIB» и опроса «Ромир».

Днем ранее сообщалось, что экономисты РАНХиГС также пришли к выводу, что ответное эмбарго на импорт продовольствия из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, не стало оптимальным ответным оружием.