Где чиновники нашли источники экономического роста

На Биржевом форуме обсудили темпы роста экономики и их зависимость от нефтяных цен
Кудрин напомнил официальные прогнозы на 2017 г., которые предусматривают окончание рецессии. В то же время бывший министр финансов привел и другие оценки
Кудрин напомнил официальные прогнозы на 2017 г., которые предусматривают окончание рецессии. В то же время бывший министр финансов привел и другие оценки / А. Гордеев / Ведомости

Президент Альфа-банка Петр Авен не разделил спокойствие экономических властей: «Если у нас будет отрицательный рост в этом году, это будет уникальная для России ситуация - второй год отрицательного роста, такого не было с конца 80-х гг.».

Сегодня на Биржевом форуме чиновники спорили об источниках экономического роста. Вел дискуссию бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он попросил всех спрогнозировать динамику ВВП на этот год и перечислить три фактора роста.

«Возможно, рост будет в некоторые месяцы»

Сам Кудрин считает, что в 2016 г. рост российской экономики возможен в отдельные месяцы, но его недостаточно для выхода из рецессии. «Статистически мы будем видеть падение год к году, но, возможно, рост будет в некоторые месяцы», - сказал он, выступая на Биржевом форуме в Москве (его слова приводит «Интерфакс»). Но «вытащить» весь год за счет отдельных месяцев не удастся, считает он.

Вице-премьер Аркадий Дворкович напомнил, что в этом году продолжится падение ВВП менее 1%. Но нельзя ориентироваться на падение, рост будет зависеть от работы самого правительства, а пессимистичные прогнозы являются самосбывающимися. Дворкович пожаловался на дорогую ликвидность, но подчеркнул, что не собирается критиковать действия ЦБ: просто надеяться, что динамика инфляции позволит снизить ставку в ближайшее время.

Вторым выступил министр финансов Антон Силуанов - у него сегодня день рождения (об этом рассказал в начале дискуссии Кудрин). Дворкович этим фактом поспешил воспользоваться: на день рождения не только имениннику дарят подарки, но и сам он по традиции дарит их другим. «Мы ждем от вас подарки в честь дня рождения», - сказал он.

Силуанов, в свою очередь, отметил, что подготовил подарок - новое бюджетное правило, которое будет изымать дополнительные нефтяные доходы. Дворкович на это позже ответил: к вам гости пришли, а вы вместо угощения - новое изъятие доходов.

Министр финансов перечислил факторы роста. Прежде всего - цены на нефть: $20 за баррель дают 0,8-1 п. п. к росту ВВП. «Но нужен ли такой рост?» - задался вопросом Силуанов. Это нестабильный, скачкообразный рост, последствия которого - укрепление рубля, снижение конкурентоспособности, подчеркнул Силуанов. Нужен инвестиционный рост и новое состояние рынка труда, считает он. Инвесторы вкладываются, когда есть стабильные макроэкономические условия. В прошлом году был рост прибыльности некоторых отраслей в результате ослабления курса, но прибыль пошла на выплату дивидендов, а не на инвестиции, посетовал Силуанов. Причина - неуверенность, как экономические власти будут действовать при таком уровне дефицита бюджета, будут ли повышать налоги.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что, несмотря на консерватизм, ЦБ видит большую вероятность того, что темпы экономического роста в квартальном выражении в этом году могут выйти в положительную область. Хотя в целом по году темпы экономического роста могут быть отрицательными, добавила она.

«Вопрос не в том, когда мы выйдем на эти положительные темпы - в этом году, в следующем году. Вопрос в том, на какие среднегодовые темпы выйдем в среднесрочной перспективе», - сказала Набиуллина. Темпы экономического роста - это наша внутренняя проблема, прогнозы в основном построены на цене на нефть, следует из слов председателя: «Да, в краткосрочной перспективе это верно, у нас есть зависимость экономики от цены на нефть». Но какие бы ни были цены на нефть - выше $100, - мы не сможем расти больше 1,5-2%, если не будем делать структурных реформ и улучшать инвестиционный климат, сказала Набиуллина.

Она назвала три фактора экономического роста. Первый - это ответственная макроэкономическая политика, т. е. ответственная денежно-кредитная политика и сбалансированная бюджетная политика. Макроэкономическая стабильность важна, чтобы инвесторы могли просчитывать в понятных макроэкономических условиях риски, инвестпроекты и осуществлять долгосрочные инвестиции, следует из слов Набиуллиной. Второй фактор - это структурные реформы, о которых мы говорим, это тот комплекс мер, который позволит открыть экономику, сделать ее интересной для частных инвестиций в разные сектора, сообщила председатель. Радикальное улучшение инвестиционного климата, включая и снижение административных барьеров, и предсказуемость фискальной нагрузки, и сдержанность индексации тарифов, и развитие рынка капитала, и защита прав инвесторов и собственников.

Третье направление - развитие финансового рынка и рынка капитала, сообщила Набиуллина. Долговой рынок у нас достаточно развит, прежде всего банковский рынок, но нужно развивать рынок облигаций, который мы видим. Сейчас ЦБ обсуждает с правительством те меры, которые могут дать дополнительный импульс облигационному рынку. «Но и рынок капитала, рынок долевого финансирования - нам нужен внутренний инвестор. Для этого мы проводим политику в том числе по оздоравливанию финансового сектора, в том числе по вычищению недобросовестных практик, по улучшению доверия к финансовому сектору», - заключила Набиуллина.

"Макроэкономической политикой можно разрушить экономику, довести ее до коллапса, а вот что-то поменять радикально нельзя", - считает Авен. Главное - институциональная среда, улучшение конкуренции. Авен не согласен, что проблема в высоких ставках. Люди не берут денег не потому, что ставка высокая, а потому что не верят в будущее.

Дворкович с этим поспорил. Кредиты по таким высоким ставкам, по которым выдают деньги в банках, не могут вернуться - понятно, почему «вам их не возвращают». Рентабельность, окупающая такие высокие ставки, есть только в таком бизнесе, как торговля оружием и наркотиками. «Вы этим хотите заниматься? - спросил он Авена? - Если да, я вам не завидую, потому что это незаконно».

Рост будет меньше, если доходы только изымать. Дефицит бюджета будет сокращаться, если будут расти доходы, напомнил Дворкович. А вера в будущее у людей есть - повысилась рождаемость, а это лучший показатель веры в будущее.

Кудрин согласился с Авеном: у бизнеса скепсис в отношении экономического роста, в отношении эффективности экономических властей. «Сможем ли мы уйти от повышения налогов, если дефицит при таком уровне цены на нефть может выйти и на 5%?» - спросил он.

«Менее 1%, тем не менее падение»

Дворкович прогнозирует, что цена на нефть продолжит снижаться в 2016 г., но падение не превысит 1%. «В этом году продолжится небольшое падение (цен на нефть) - менее 1%, тем не менее падение», - цитирует его «РИА Новости». Он добавил, что правительство ожидает в текущем году сохранение добычи нефти на уровне прошлого года или небольшого роста.‬

По мнению министра энергетики Александра Новака, цены на нефть вряд ли будут высокими в ближайшей перспективе, в первом полугодии - в среднем чуть ниже $40 за баррель. «Вряд ли цены на нефть будут высокими в ближайшей перспективе. Сейчас, в первом полугодии, средняя цена будет чуть ниже $40... Второе полугодие - если те расчеты, которые мы делаем, правильные, - мы ожидаем, что цена может быть $40-45 в среднем, может быть, к концу года $50», - сказал он.

«Все думают, что дефицит бюджета – это бухгалтерия»

Силуанов допустил, что при текущих ценах на нефть дефицит бюджета превысит установленную президентом Владимиром Путиным планку в 3% на 1 процентный пункт. «Сейчас цена на нефть около $32, а значит, дефицит будет около 4%, но не больше», - сказал министр.

Он подчеркнул, что стратегическая задача Минфина - сокращение дефицита бюджета на 1% ежегодно. «Все думают, что дефицит бюджета - это бухгалтерия, это Минфин выдумывает для баланса бюджета, а на самом деле нет: это макроэкономический параметр, который нам сегодня необходимо сокращать», - посетовал Силуанов.

За дефицит приходится платить большие деньги, пояснил Силуанов, отметив, что для его финансирования Минфину придется больше заимствовать в ближайшее время, поскольку резервный фонд не бесконечен. «В нынешних условиях, когда мы заимствуем под 9-10% годовых, у нас долг очень дорогой. И если мы будем дальше продолжать его наращивать, то стоимость этого долга сокращаться не будет, с одной стороны, а с другой стороны, мы сможем брать этот долг все короче и короче. И если утрировать ситуацию, то можно дойти до ГКО», - подсчитал министр финансов.

Силуанов отметил, что Минфин подготовил новое «бюджетное правило» с ценой отсечения в $50 за баррель, доходы свыше которой будут направляться в резервные фонды. Он также подчеркнул необходимость структурной перестройки бюджета за счет улучшения администрирования доходов и расходов. «Сигнал здесь очевиден: мы не можем повышать налоги в нынешней ситуации, потому что это будет приводить к дестимулированию роста; не можем увеличивать дефицит, поскольку это также будет негативно влиять на общую ситуацию с финансами, денежно-кредитной политикой, - сказал он. - Соответственно, надо больше работать с расходами, повышать их эффективность, переструктурировать те расходные объемы, которые есть в бюджете, - вот наша основная задача. Этим направлением сейчас как раз правительство и занимается при подготовке бюджета на 2017 г.».