«Роснефть» нашла способ поддержать отечественного производителя
Компания просит правительство ограничить госкомпании в закупках иностранных товаров, сделать это мешают правила ВТОВопрос был в предложениях к заседанию, подтверждает представительница зампреда правительства Аркадия Дворковича. Решения подкомиссии – рекомендации для комиссии по импортозамещению, знает она. Когда комиссия соберется, непонятно – в планах председателя правительства Дмитрия Медведева (возглавляет комиссию) в ближайшие две недели такого пункта нет, заверила представительница Медведева. «Роснефть» не комментирует свои предложения.
Приоритеты – это рост издержек заказчиков, а значит, снижение конкурентоспособности на внешних рынках, предупреждает Павел Тихомиров из «Росатома».
Нужно проанализировать, возможно ли установить приоритет российских товаров и услуг в закупках госкомпаний, говорится в предложениях «Роснефти» (копия есть у «Ведомостей») к заседанию подкомиссии гражданских отраслей, которое состоялось 25 марта.
«Роснефть», вероятно, испытывает давление чиновников и поставщиков, те просят больше покупать российского, полагает участник рынка закупок; но компания не хочет делать этого без законной необходимости. «Роснефть», видимо, добивается от правительства четкого понимания, что именно и как закупать, считает другой участник.
В поддержке заказами госкомпаний нуждается строящаяся судоверфь «Звезда» (25% у ОАО «ОСК», 75% у консорциума «Роснефти» и Газпромбанка), говорил вице-премьер Юрий Трутнев. «Роснефть» всегда выступала за обеспечение «Звезды» спросом госкомпаний, вопрос решенный, он обсуждался отдельно, говорит вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Ограниченное государство
Ограничения на закупку иностранных товаров есть для оборонной отрасли, машиностроения, медицинских изделий, лекарств, программного обеспечения – всего примерно 420 видов товаров. Это не нарушает норм ВТО, пока Россия не подписала Соглашение о госзаказе.
Поддержать российских производителей программного обеспечения велел госкомпаниям Путин.
Правительство имеет право установить приоритет российских товаров, объясняет представитель Минэкономразвития, но оно им не пользуется: ограничение действует только для госзаказа (см. врез). Как считает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский, приоритеты можно счесть нарушением принципов ВТО: у легальных иностранных товаров на внутреннем рынке режим не менее благоприятный, чем у отечественных.
ФАС написала Минэкономразвития, что готова участвовать в разработке приоритетов, нужно определить сферы их применения. Минпромторг поддерживает идею приоритетов, говорит представитель министерства. Уже действуют меры поддержки при заказе компаний, и не обязательно государственных, напоминает первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин: участники крупных инвестпроектов (более 10 млрд руб.) и компании ТЭКа (проекты дороже 100 млрд руб.) должны уведомить комиссию по импортозамещению о планах купить зарубежное оборудование, а она может и отказать, если найдет такое же российское. Заказчики часто предпочитают иностранное, сетует президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков, а могут купить и российские конкурентные технологические решения.
«Ростелеком» уже отдал предпочтение отечественному производителю при прочих равных и готов внедрять отечественное оборудование и программное обеспечение, уверяет представитель компании.
У РЖД есть право давать приоритет российским поставщикам, говорит представитель РЖД: автомобили, колесная техника, транспортные машины, промышленное оборудование и проч. покупаются преимущественно российские, если их вообще делают в России.
«Россети» сокращают зависимость от импортного оборудования, уверен директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов: с 40% в 2013–2014 г. до 5% в 2015 г.
Госкомпании должны быть экономически эффективными, ограничения не дадут им конкурировать с частниками, уверен партнер KPMG Константин Рыбаков, ограничения можно вводить только после глубокого анализа рынка и на небольшой срок – поставщики должны понимать, что это время им на развитие.