Иран не дал коллегам по ОПЕК обещания ограничить нефтедобычу
Однако трейдеров порадовало то, что он назвал соглашение о ее замораживании «первым шагом»Иран не дал коллегам по ОПЕК обещания присоединиться к соглашению о замораживании нефтедобычи на январских уровнях, о котором во вторник договорились Саудовская Аравия, Россия, Катар и Венесуэла. Министр нефти Катара и нынешний президент ОПЕК Мухаммед бин Салех аль-Сада в среду провел переговоры на эту тему с министрами Ирана, Ирака и Венесуэлы в Тегеране. Двухчасовые переговоры завершились без каких-либо совместных заявлений, аль-Сада покинул Тегеран.
В ОПЕК понимают особую ситуацию, в которой находится Иран после более чем трех лет нахождения под санкциями, сказал позднее в среду министр нефти Ирана Биджан Зангане государственному информационному агентству Shana. Иран поддержит любые действия, которые позволят ценам на нефть восстановиться, сказал Зангане. Однако он не ответил согласием на просьбу ОПЕК присоединиться к договоренности об ограничении добычи. «Это первый шаг, и за ним должны последовать новые. Но начало сотрудничества между входящими и не входящими в ОПЕК странами дает основание возрадоваться, и мы также поддерживаем любые действия, направленные на обеспечение стабильности рынка и восстановление цен», – заявил Зангане.
Для Ирана важно «не сократить свою долю рынка», а соглашение между Саудовской Аравией и Россией «требует обсуждения и рассмотрения», говорил Зангане во вторник. В среду его заместитель и управляющий директор государственной National Iranian Oil Company Рокноддин Джавади сказал, что к 20 марта суточная добыча в Иране, как и планировалось, вырастет на 500 000 баррелей по сравнению с уровнем до снятия санкций. В воскресенье он говорил, что она уже увеличена на 400 000 баррелей, а на этой неделе Иран впервые после отмены эмбарго отправил танкеры в Европу с 4 млн баррелей нефти.
Во вторник цена Brent перед встречей представителей России и стран ОПЕК подскочила на 6% до $35,55 за баррель, однако предложение всего лишь не увеличивать добычу разочаровало трейдеров, и к концу дня цена упала до $32. В среду она поднималась до $33,45 на новых ожиданиях, торговалась около $33 во время встречи и выросла после заявления Зангане до $34,4 за баррель (+6,9%) к 20.00 мск.
«В краткосрочной перспективе, если ОПЕК будет способна договориться хоть о чем-то, это шаг в правильном направлении», – комментирует Дэвид Мини, управляющий портфелем BP Capital (цитата по The Wall Street Journal).
В 2015 г. среднесуточная добыча в Иране составила 2,8 млн баррелей, тогда как в 2011 г. – 3,6 млн (санкции были введены в 2012 г.); в январе она достигла 2,99 млн баррелей. Экспорт же сократился до 1,1 млн баррелей в день, что вдвое ниже, чем до введения эмбарго.
Ирану могут быть предложены специальные условия, писала днем ранее WSJ со ссылкой на представителей ОПЕК, знакомых с такими планами, – он сможет увеличить добычу с январского уровня до определенной отметки.
Если Саудовская Аравия действительно сохранит добычу на январском уровне, это фактически будет означать сокращение ее экспорта на 500 000 баррелей в день в ближайшие месяцы, посчитал Оливье Жакоб, аналитик Petromatrix. Летом Саудовская Аравия обычно наращивает добычу, потому что растет спрос на топливо в связи с увеличением энергопотребления кондиционерами. «Поэтому замораживание добычи можно рассматривать как неофициальный шаг Саудовской Аравии по освобождению некоторого места для Ирана на экспортном рынке», – считает Жакоб (цитата по Financial Times).
Что касается Ирака, то он в последнее время довел добычу до рекордных 4,35 млн баррелей в день, поскольку ему, в частности, необходимы дополнительные средства для борьбы с «Исламским государством» (запрещенным в России).
«Замораживание добычи – это не то же самое, что сокращение. Ее сохранение на январском уровне фактически означает более высокие, чем ожидалось, объемы добычи четырьмя участниками и вряд ли может решить проблему избытка предложения», – написали в отчете аналитики JBC Energy. Но высокопоставленный чиновник одной из стран Персидского залива, представляющий ее в ОПЕК, говорит, что договоренность о замораживании нефтедобычи может открыть дорогу к ее сокращению в будущем. «Это тест. Сначала давайте посмотрим, все ли согласятся, потом – сможем ли мы восстановить доверие между крупными нефтедобывающими странами. Если через несколько месяцев станет понятно, что нужны новые шаги, мы будем знать, готовы ли все сокращать добычу или нет», – сказал он FT.