Венесуэла завозит банкноты самолетами
Из-за гиперинфляции денег не хватает, как и всего прочего; Каракас заказывает еще 10 млрд купюр – больше, чем ФРС США печатает за годВ последние месяцы в Венесуэлу из разных стран прибыли три десятка грузовых самолетов Boeing 747. Но вместо продуктов питания или медикаментов они привозили другой дефицитный ресурс – банкноты боливара, национальной валюты. Их импорт необходим, чтобы поддерживать экономику страны в условиях самой высокой инфляции в мире.
Во второй половине 2015 г. правительство президента Николаса Мадуро заказало по меньшей мере 5 млрд банкнот, утверждают семеро знакомых с ситуацией людей. Кроме того, по словам пятерых их них, в декабре правительство начало тайные переговоры, чтобы заказать еще 10 млрд банкнот – это практически удвоит объем наличных денег в обращении. Для сравнения: Федеральная резервная система США и Европейский центральный банк ежегодно печатают по 8 млрд банкнот, при том что доллары и евро используются по всему миру.
Четверо представителей Центробанка Венесуэлы не ответили на запросы о предоставлении комментариев.
Вливание в экономику такого огромного количества новых банкнот, вероятно, еще сильнее усугубит экономический кризис, которому способствовал обвал цен на нефть, и ускорит инфляцию, считают экономисты. По оценкам МВФ, в этом году она достигнет 720% и будет самой высокой в мире.
По данным Центрального банка страны, количество банкнот номиналом 2, 50 и 100 боливаров, находящихся в обращении, выросло за 2015 г. в два с лишним раза, а всех банкнот – в 1,5 раза, превысив 12 млрд. Но новые банкноты ослабляют национальную валюту. На этой неделе ее курс на черном рынке впервые превысил отметку в 1000 боливаров за доллар. При этом в стране есть несколько официальных валютных курсов, в том числе 6,3 боливара/$. В среду министр внешней торговли и инвестиций Хесус Фариа призвал реформировать валютную систему. «Очевидно, что нынешний валютный режим себя изжил», – заявил он в интервью.
Хотя использование кредитных карт и банковских переводов растет, венесуэльцам приходится носить с собой пачки боливаров, поскольку многие продавцы пытаются избежать комиссии за денежные переводы. Так, за обед в приличном ресторане придется отдать пачку боливаров размером с кирпич, а за сырный пирог – примерно 1000 боливаров.
«Людям нужны наличные, потому что они хотят как можно скорее от них избавиться», – отмечает Стив Ханке, валютный эксперт из Университета Джонса Хопкинса, добавляя, что они не успевают получать деньги так быстро, как им бы этого хотелось.
За год продукты в стране подорожали так, что к концу 2015 г., по данным аналитической компании Cenda, людям приходилось тратить в среднем в месяц на мясо 14 138 боливаров (вместо 2632 боливаров в конце 2014 г.); на фрукты и овощи – 12 118 боливаров (вместо 3066); на молоко, яйца и сыр – 7735 боливаров (вместо 2084), на рыбу – 5940 боливаров (вместо 1408), на масложировые продукты – 1340 боливаров (вместо 335); на безалкогольные напитки – 1123 боливаров (вместо 409). Причем жесткий контроль за ценами лишь ухудшает ситуацию, поскольку черные рынки появляются практически для любых товаров, включая подгузники.
Многие страны заказывают банкноты у частных компаний, поскольку те способны защитить их от подделок с помощью специальных технологий. Но Венесуэле приходится это делать, потому что ЦБ из-за нехватки специальной бумаги и металла не способен напечатать их в достаточном количестве, утверждают источники. Импортировать купюры, как и все остальное – от туалетной бумаги до лекарств от рака, – сложно из-за дефицита долларов. Фактически Венесуэле приходится покупать боливары за границей по любой цене.
Выполнить заказ на 10 млрд банкнот одна компания не способна, поэтому он вызвал интерес у многих лидеров отрасли, в том числе у британской De La Rue, канадской Canadian Bank Note Co., французской Oberthur Fiduciaire и филиала немецкой Giesecke & Devrient. Последняя печатала деньги в Веймарской Германии в 1920-е гг., когда из-за гиперинфляции людям приходилось покупать хлеб за тележки денег. «Для многих из этих компаний это легкие деньги», – отмечает один из людей, знакомых с ситуацией. Ни одна из них не согласилась предоставить комментарий.
Дополнительные проблемы с импортом и хранением боливаров возникают из-за того, что правительство не хочет печатать банкноты с высоким номиналом, чтобы не признавать проблем с инфляцией, отмечают аналитики. «Крупные банкноты не вызывают инфляцию, они – ее результат, - возражает валютный эксперт Оуэн Линзмайер. - Более крупные купюры помогли бы центробанку сэкономить деньги, потому что пятью или даже одной купюрой можно было бы заменить 10 износившихся».
Мадуро и его союзники утверждают, что галопирующая инфляция вызвана заговором западных империалистов с целью дестабилизировать правительство Венесуэлы. В конце декабря президент изменил законодательство, чтобы поставить под контроль центробанк – после того как оппозиция победила на парламентских выборах. «Чтобы остановить чрезмерный выпуск боливаров, нужно отменить этот закон и восстановить самостоятельность центробанка», – говорит оппозиционер Элиас Матта.
Гиперинфляция заставляет продавцов дорогих товаров, таких как недвижимость и автомобили, фактически выставлять цены в долларах, хотя продавать за валюту противозаконно. По словам работников служб безопасности, профессиональные бригады похитителей людей зачастую требуют выкуп тоже в долларах.
Поскольку стоимость купюр в 20, 10, 5 и 2 боливара уже ниже расходов на их производство, последние заказы Венесуэла делала в основном на купюры в 100 и 50 боливаров. Однако и стоимость последних уже крайне низка: цветная фотокопия банкноты в 100 боливаров дороже нее самой. На одном из видеороликов, обошедших социальные сети, посетитель кафе держит жирный пирог завернутым в купюру в 2 боливара – потому что она дешевле салфетки.
В ряде банкоматов снятие наличных ограничено 6000 боливаров в день (менее $6 на черном рынке), однако деньги все равно быстро заканчиваются. Причем свидетельством того, как быстро новые купюры попадают в экономику, служит тот факт, что серийные номера на выдаваемых банкнотах зачастую идут по порядку.
На днях житель трущоб Марио, идя по улицам зажиточного квартала, предлагал жителям в мегафон продавать ему монеты. Он намерен их переплавить, «может получиться отличное кольцо», говорит Марио, который не называет свою фамилию, а предлагает звать его по прозвищу – Moneda («Монета»).
Перевели Алексей Невельский и Михаил Оверченко