В Венесуэле ввели нормы отпуска продовольствия
Люди с ночи занимают очереди в государственные магазины, но и там из-за обвала цен на нефть и неэффективности экономики зачастую не удается купить товары первой необходимости; оппозиция зовет на марши протестаЖители часами стоят в очередях в государственные магазины, где товары продаются по субсидируемым низким ценам, а потом выкладывают в интернете фотографии пустых полок. Обстановка в последние недели накалилась настолько, что входы в супермаркеты охраняют полицейские и бойцы национальной гвардии, введены нормы отпуска продовольствия, а в одном из штатов губернатор запретили людям вставать в очереди ночью. Лидер оппозиции призвал народ выйти на марши протеста.
Власти Каракаса ограничили посещение государственных супермаркетов, предназначенных для малоимущих слоев населения, двумя днями в неделю. Полицейские на входе проверяют документы у людей, которые выстаивают в очередях, растягивающихся на целые кварталы, - чтобы, попав внутрь, зачастую не найти на полках молока, сахара, риса, моющих средств, лекарств или туалетной бумаги. В последние недели венесуэльцы выкладывают в Twitter под хэштегом #AnaquelesVaciosEnVenezuela (“ПустыеПолкиВВенесуэле”) фотографии очередей и пустых магазинов.
Проблемы наблюдаются не только в столице, но и во многих других городах. Нередко люди занимают очередь еще ночью, пишут или выдают номерки. Хулио Леон Эредия, губернатор штата Яракуй, издал указ о запрете ночевать в очередях в торговые центры, сообщает «РИА Новости». Он объяснил это тем, что стоявшие в них люди нарушали общественный порядок и вообще являются спекулянтами, перепродающими купленные в государственных магазинах товары по более высоким ценам. Теперь в очереди можно стоять только с 7 ч утра до закрытия магазина.
Серьезные перебои с товарами первой необходимости начались еще осенью. В сентябре, чтобы контролировать нормы отпуска продукции, правительство страны дало указание устанавливать сканеры отпечатков пальцев на входе в государственные супермаркеты в приграничном штате Сулия. Это объяснялось, в частности, необходимостью поставить заслон на пути скупки дешевых продуктов и их экспорта в соседнюю Колумбию. Однако в октябре практику распространили и на ряд супермаркетов в Каракасе. В октябре в некоторых магазинах столицы было доступно лишь 30% товаров первой необходимости, цены на которые контролируются, показало тогда исследование Datanalisis. В январе ситуация особенно обострилась из-за задержек поставок во время праздников.
Дефицит продуктов возник из-за того, что экономисты называют «ядовитой смесью» из неэффективной местной промышленности (пострадавшей от национализации и государственных интервенций) и сложного валютного режима, из-за которого импортерам не хватает долларов США для покупки основных товаров. Ситуация усугубилась падением цен на нефть. Между тем часть добываемой нефти и средств от ее продажи идут на субсидии. Она также основной источник финансирования бюджетных расходов, а бывший президент Уго Чавес за время нахождения у власти увеличил госрасходы в процентах от ВВП вдвое до 45%, что на 20 процентных пунктов выше, чем в среднем по Латинской Америке. Его преемник Николас Мадуро, обещавший во время предвыборной кампании продолжать политику Чавеса, расходы не сокращает.
Кроме того, Венесуэла продает странам Карибского бассейна на льготных условиях 200 000 баррелей нефти в день, в том числе 100 000 баррелей - Кубе; с 2005 г. упущенная выгода Венесуэлы из-за этого соглашения составила $44 млрд. Его заключил Чавес, когда цены на нефть росли и он хотел обеспечить своей стране политическую поддержку в регионе, а также мобилизовать сторонников против того, что он называл агрессией Соединенных Штатов. Мадуро, которому гораздо меньше повезло с ситуацией на нефтяном рынке, в идеологическом плане следует по стопам своего наставника: недавно президент объяснил падение цен на нефть «экономической войной», развязанной США.
ВВП Венесуэлы, по оценке МВФ, сократился в 2014 г. на 3%, инфляция почти достигла 70%, а безработица - 8%, дефицит счета текущих операций вырос до 7,6% ВВП. Во вторник агентство Moody's снизило кредитный рейтинг Венесуэлы до преддефолтного уровня Caa3.
Одна из проблем правительства, отмечает Сиобхан Морден, аналитик банка Jefferies, заключается в том, что сейчас главным источником недовольства стали малоимущие, составлявшие основную группу поддержки Чавеса и помогшие Мадуро победить на президентских выборах два года назад. Между тем в масштабных антиправительственных протестах прошлого года, вылившихся в столкновения с полицией, участвовали в основном представители среднего класса и студенты. Сейчас же, как следует из опросов общественного мнения, поддержка Мадуро упала до 22%, тогда как его соперника на президентских выборах, губернатора штат Миранда и лидера оппозиции Энрике Каприлеса поддержива.т 45%, отмечает Financial Times.
На прошедших 14 апреля 2013 г. выборах за Мадуро, по официальным данным, проголосовало 50,75% избирателей, за Каприлеса - 48,97%. Оппозиция требовала пересчета голосов, во время уличных акций, на которые вышли несогласные с официальными результатами, погибли несколько человек. Голоса частично были пересчитаны, но Мадуро все равно был признан победителем.
В прошлом году Каприлес не поддержал акции протеста, участники которых требовали отставки правительства. Во время этих акций, проходивших с февраля по март, из-за столкновений с силами безопасности погибли более 40 человек. Но в эту среду Каприлес призвал венесуэльцев выйти на антиправительственные демонстрации, сообщает The Wall Street Journal. «Время пришло, - заявил он на пресс-конференции в Каракасе. - Мы входим в ситуацию коллапса... Что могут сделать люди? Мобилизоваться». Демонстрации должны быть мирными, предупредил Каприлес и добавил, что в ближайшие дни он вместе с другими членами коалиции оппозиционных партий объявит о конкретных действиях.
Новые акции протеста могут привести к правительственному кризису, считает венесуэльский политический аналитик Карлос Ромеро, ведь восемь из 10 граждан страны считают, что она движется в неправильном направлении. «Каприлес просчитал, что страна вступила в новую фазу с серьезными экономическими проблемами. И решил, что протесты - обоснованный шаг в этот период неопределенности», - цитирует Ромеро WSJ.