Сокращение внутреннего спроса стоило России почти 10% ВВП
Но спрос упал и на импорт, а экспорт вырос, это сократило масштаб спада экономики до 3,7%Скорее всего некоторое восстановление запасов в промышленности после остановок производств в прошлом году произойдет, но вряд ли это вернет ВВП к росту, сомневается Владимир Тихомиров из БКС. Развернуть экономику может стабилизация – даже не рост – цены нефти, ожидает он. Это снизит волатильность рубля и инфляционные ожидания, за чем последуют снижение ставок и рост как розничного, так и коммерческого кредитования, что окажет поддержку внутреннему спросу. «Я свой прогноз роста ВВП на 0,4% в 2016 г. пока не пересматриваю – и не потому что оптимист, а потому что огромная волатильность на нефтяном рынке означает, что он приближается к точке баланса, и куда дальше пойдет тренд – вопрос открытый», – говорит Тихомиров.
По данным Росстата, ВВП в 2015 г. сократился на 3,7% после роста на 0,7% в 2014 г. Номинальный размер экономики оценен в 80,4 трлн руб., или в $1,33 трлн против $2,05 трлн годом прежде исходя из данных ЦБ по среднегодовому курсу: кризис и девальвация сжали долларовый объем экономики на треть.
Из 16 основных видов экономической деятельности добавленная стоимость выросла лишь в четырех. Максимальный рост – на 3,5% – в сельском хозяйстве, в добыче сырья – на 1,1%. Рост создавали также медицинские и социальные услуги, а также деятельность домашних хозяйств – с этого года Росстат включает в расчет ВВП оценку стоимости услуг домашней прислуги (для сопоставимости пересмотрены показатели и предыдущих четырех лет).
Сильнее всего добавленная стоимость сократилась в торговле (оптовой и розничной) – на 10,1%. Это отражает прежде всего спад внутреннего потребления, считает Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ (в оптовую торговлю входят и некоторые экспортные операции, т. е. внешний спрос).
Именно внутреннее потребление определило спад экономики: оно сократилось на 7,9% после роста на 1,4% в 2014 г. (в том числе потребление домохозяйств – на 10,1% после роста на 1,7%). Валовое накопление сжалось на 18,3% – втрое больше, чем в 2014 г.
Из-за спада внутреннего спроса (потребление и валовое накопление) сократился и импорт, что при расчете ВВП идет в плюс. В итоге чистый экспорт остался единственным источником поддержки экономического роста.
В прошлом году чистый экспорт обеспечил рост на 6,2%, подсчитал Кондрашов, исходя из данных Росстата: экспорт дал 0,9 п. п., а сжатие импорта – 5,4 п. п.
Но падение внутреннего спроса отняло у экономики еще больше – почти 10% (9,6%). Таким образом, в 2015 г. спад внутреннего спроса, учитывая импорт, привел к спаду ВВП на 4,2% из 3,7%. В 2014 г. внутренний спрос с учетом спроса на импорт обеспечил экономике 1 п. п. роста при итоговом результате 0,7%, подсчитал Кондрашов.
В итоге в структуре ВВП сократилась доля как конечного потребления (с 72,2 до 71,6%), так и валового накопления (с 21,2 до 20,4%).
В структуре валового накопления основное падение пришлось на запасы (см. таблицу). Предположением об их восстановлении в 2016 г. Минэкономразвития осенью обосновывало свой прогноз роста экономики России в 2016 г. на 0,6%. Сейчас прогноз на пересмотре в связи с возобновившимся в конце 2015 г. спадом цен на нефть, но вчера министр экономического развития Алексей Улюкаев снова заявил, что в 2016 г. переход к умеренному росту вполне возможен. Текущий консенсус-прогноз Bloomberg – спад на 0,8%.
Сокращение запасов началось еще в середине 2014 г., в 2016 г. даже замедление их спада внесет положительный вклад в ВВП, говорит Кондрашов, вопрос – сможет ли это перекрыть масштабы спада потребления и инвестиций, который, как ожидается, продолжится. К тому же рост запасов будет связан в том числе и со спросом на импорт, а это «вычет» из роста ВВП, указывает он.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"