Россияне будут беднеть быстрее – впереди еще год рецессии
Минэкономразвития пересмотрело прогноз на 2016 год: спад вместо ростаПравительственные чиновники обсуждают обновленную версию социально-экономического прогноза Минэкономразвития (есть у «Ведомостей»): ВВП сократится на 0,8% против ожидавшегося роста на 0,7%; среднегодовой курс рубля составит 68,2 руб./$; цена Urals – $40, инфляция – 8,5%; отток капитала – $50 млрд. Параметры этого прогноза могут лечь в основу поправок в бюджет, знает федеральный чиновник. «У премьера в ближайшие две недели запланирован целый ряд совещаний и встреч с экспертами по социально-экономической ситуации и бюджетной политике», – сообщила «Ведомостям» его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Представитель Минэкономразвития лишь напомнил слова министра Алексея Улюкаева: новый прогноз будет в январе.
В целом прогноз реалистичный, оценивает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Спад будет меньше, чем в 2015 г. (3,7–3,8%, данные Минэкономразвития). Но если не произойдет быстрого отскока цены нефти, то вторая волна кризиса запустит процесс новой адаптации с сокращением издержек бизнеса, ростом безработицы, падением зарплат и потребления, это выльется в более глубокую и продолжительную рецессию, считает Евгений Надоршин из ПФ «Капитал».
В бюджет-2016 может быть заложена цена на нефть в $40 за баррель, говорил министр финансов Антон Силуанов, но предупреждал, что нужно готовиться и к цене в $30. Замминистра финансов Максим Орешкин оценивал, что при среднегодовой цене нефти в $40 за баррель перспективы экономического роста – «около нуля». Сейчас бюджет рассчитан из среднегодовой цены на нефть в $50.
Россияне продолжат беднеть, следует из расчетов Минэкономразвития. Реальная зарплата сократится не на 0,2%, а на 3,5%, доходы населения – на 4%, а не на 0,7%, безработица возрастет до 6,3% (было 5,8%).
Новый прогноз отменяет рост (0,6%) промышленного производства – вместо этого ожидается продолжение спада на 0,4%.
Инвестиционный кризис будет длиться уже четвертый год, ожидает Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ, но, что хуже, это будет еще один год падения уровня жизни населения; восстановление потребления – единственное, что могло бы вывести экономику из рецессии. В новых расчетах потребление сократится на 2,5% вместо ожидаемого роста на 0,4%. Инвестиции продолжат снижение на 5%.
По консенсус-прогнозу «Ведомостей» в 2016 г. медианная цена нефти составит $50; среднегодовой курс – 68,4 руб./$; доходы людей, потребление и инвестиции продолжат падать. Оптимистичный сценарий на ближайшие 5–7 лет – это нефть по $40–60 за баррель, считает экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин: «Если мы будем готовы к интервалу $20–30, все остальное будет для нас премиальный бонус».
По отдельным параметрам прогноза можно спорить, но то, что будет рецессия, очевидно даже при отскоке цен на нефть, говорит Дмитрий Полевой из ING. К тому же сохраняется вопрос, хватит ли объявленных мер по оптимизации бюджета, чтобы соблюсти дефицит в 3%. Правительство уже объявило о 10%-ном сокращении расходов бюджета. Еще 1 трлн за два года планируется собрать через приватизацию. Усилившиеся разговоры про приватизацию хороши, но вызывает скепсис возможность ее реализовать в текущих условиях, сомневается Полевой. Публичная дискуссия ведется в основном о федеральном бюджете, но оптимизация расходов требуется также бюджетам регионов и внебюджетным фондам, говорит он.
Обсуждается и более глубокая оптимизация, знает федеральный чиновник. Дополнительные резервы можно найти и в госкомпаниях, и в министерствах, и в регионах, причем речь идет не только о расходах, но и о штатной численности. «Мы должны готовиться к худшему, но при этом держать в уме, что происходящая корректировка болезненна, но необходима», – говорит он. Этот год не самый тяжелый, сложнее будет следующий год, когда у государства закончатся резервы, говорит крупный бизнесмен. «С исчерпанием резервов начнется отрезвление и власть поймет, что реформы – единственный путь вывода экономики из кризиса», – надеется он.