JPMorgan Chase ухудшил экономический прогноз для 21 из 22 развивающихся стран

Причины во многом кроются в сокращении международной торговли и внутренних проблемах стран
Высокая волатильность в экономиках и на рынках бьет по развивающимся странам
Высокая волатильность в экономиках и на рынках бьет по развивающимся странам / Altaf Qadri / AP

Специалисты JPMorgan Chase понизили консенсус-прогноз экономического роста в 2016 г. для 21 из 22 развивающихся стран по сравнению с оценками трехмесячной давности. Единственным исключением стала Чехия, у которой прогноз роста ВВП оставлен на уровне 2,7%. Оценки банка подчеркивают, насколько тяжелая ситуация сложилась в развивающихся экономиках.

Сильнее всего прогноз ухудшен для Бразилии и Греции. У первой теперь прогнозируется падение ВВП на 1,2% против роста на 0,2%. Такое же падение ожидается и в Греции, прогноз по которой был понижен на 1,2 процентного пункта. России роста ждать не стоит, считают аналитики банка, тогда как ранее они надеялись на 0,5%. В остальных странах экономика должна вырасти, но прогноз по ним ухудшен, в том числе для стран с быстрорастущей экономикой, частности для Индии и Китая – на 0,2 п. п. до 7,4 и 6,5% соответственно. Кроме того, прогнозы понижены как для экспортеров сырья, так и для импортеров, например Южной Кореи и Тайваня.

По словам Дэвида Асеркоффа, стратега JPMorgan по фондовым рынкам в регионе CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), отчасти такое изменение прогнозов связано с ожидаемым замедлением экономики развитых стран, которое должно негативно отразиться на экспорте развивающихся. Но ухудшение прогнозов для развитых стран, как правило, не такое сильное: 0,2 п. п. для США и 0,1 п. п. – для еврозоны. Также Асеркофф указывает на снижение цен на сырье, в частности энергоресурсы, ударившее по его экспортерам. А ухудшение прогнозов для импортеров сырья он объясняет их реакцией на падение цен. «Некоторые государства используют это как оправдание для снижения субсидий на топливо, поэтому потребители не выигрывают от этого так сильно, как многие думают», - говорит Асеркофф.

Эндрю Моуэт, главный стратег JPMorgan по развивающимся рынкам, связывает ухудшившиеся ожидания с негативным влиянием внутренних факторов. Например, в Бразилии за последнюю неделю усилилась политическая неопределенность, и агентство Fitch вторым из тройки крупнейших рейтинговых агентств опустило кредитный рейтинг страны ниже инвестиционного уровня. В Азии центробанки медленно снижают процентные ставки (в Индии только на 1,25 п. п. до 6,75%), из-за чего «рост кредитования разочаровывает, а капиталовложения остаются низкими», отмечает Моуэт. По его мнению, денежная политика центробанка Индии, желающего снизить инфляцию менее чем до 4% (сейчас она составляет 5,4%, хотя еще в 2013 г. измерялась двузначными цифрами), тормозит рост ВВП страны.

В этом году сократился экспорт у таких производителей высокотехнологичных товаров, как Корея и Тайвань. Моуэт объясняет это двумя факторами. Во-первых, снизился их экспорт в Европу из-за ослабления евро (на 12,1% к доллару США за последний год). Во-вторых, они страдают от политики импортозамещения в Китае. Так, импорт автомобилей в Китай уменьшился на 20% при том, что их продажи в стране растут и в ноябре достигли рекордного уровня.

Ухудшение экономических ожиданий сопровождается понижением прогноза прибыли в расчете на акцию (EPS) для компаний из развивающихся стран. JPMorgan снизил его в 2016 г. на 37% по сравнению февральскими ожиданиями (для глобального рынка – только на 24%). Причем оценка ухудшилась для 16 из 18 рассмотренных развивающихся рынков, исключениями стали Тайвань и Филиппины.

По словам Моуэта, первоначальные прогнозы были слишком оптимистичными. Азиатским производителям не удалось увеличить маржу и прибыль из-за падения цен на их продукцию. Асеркофф уверен, что компании из развивающихся стран не сильно проигрывают конкурентам из развитых стран, по крайней мере, если измерять их прибыль в национальной валюте. Более сильное снижение прогнозов по их EPS вызвано тем, что их прибыль измеряется в долларах, а американская валюта за последний год укрепилась по отношению к валютам большинства развивающихся стран, отмечает Асеркофф.

Перевел Алексей Невельский