Ученые призвали к этичному использованию роботов на рынке труда
Сектор услуг роботы завоевывают даже быстрее, чем промышленность, к 2018 году их число может достичь 31 млнБлагодаря быстрому развитию технологий роботов теперь можно встретить не только на заводах, но и во многих сферах нашей жизни. Поэтому группа ученых, инженеров и специалистов по этике из разных стран создала в Лондоне Фонд за ответственное использование робототехники (Foundation for Responsible Robotics – FRR), который пытается заставить власти и бизнес обратить внимание на влияние роботов на общество - от рисков массовой безработицы до нарушения прав человека.
«Мы стремительно движемся к революции в робототехнике, поэтому не задумываемся о многих непредвиденных проблемах, которые у нас под боком, - говорит Ноэл Шарки, профессор Шеффилдского университета и председатель FRR. – Пришло время сделать шаг назад и хорошенько подумать о будущем технологии, пока мы не обожглись на ней».
Исторически роботы в основном применялись в промышленности, но ситуация быстро меняется в связи с автоматизацией сферы услуг. Сейчас в ней задействовано 12 млн роботов по всему миру, тогда как промышленных роботов – только 1,5 млн, отмечает Шарки. По прогнозам Международной федерации робототехники (International Federation for Robotics), к 2018 г. число роботов в сфере услуг может достичь 31 млн. Роботов начинают использовать для развлечения и ухода за детьми и пожилыми людьми, они убираются в домах, доят коров, готовят еду в ресторанах и даже участвуют в вооруженных конфликтах (это их наиболее частое использование в непромышленном секторе).
По словам Йоханны Сейбт, профессора Орхусского университета в Дании и сооснователя FRR, роботы – это не просто инструменты, «они меняют нас как человеческих существ». Из-за природы человеческого мозга мы не можем не относиться к роботам, как к другим людям или хотя бы домашним животным, к которым быстро привязываемся, утверждает Сейбт. Из-за этого люди готовы защищать любимых роботов во что бы то ни стало. «Солдаты готовы рисковать своей жизнью, чтобы защитить робота», - отмечает она.
Роботов-животных – например, японского Paro в виде детеныша тюленя – все чаще используют в лечебницах для ухода за слабоумными людьми. «Хоть это и может оказать благотворное воздействие, по крайней мере на короткое время, нас должны беспокоить обман и потеря достоинства в этом процессе», - говорит Аманда Шарки из Шеффилдского университета.
Роботы не способны на осмысленное взаимодействие, добавляет она: «Мы не хотим, чтобы в семьях говорили: не беспокойся о бабушке, робот приглядит за ней».
Такие же опасения есть и по поводу влияния роботов на детей - не навредят ли они их способности общаться с другими реальными людьми? Но ответить на этот вопрос сложно из-за отсутствия подобных исследований. «Были только очень короткие исследования, длившиеся несколько недель. Необходимо минимум два года исследований, чтобы увидеть, как это отразится на детях», - говорит Сейбт.
Тем не менее основатели FRR утверждают, что относятся к роботам с энтузиазмом. «Сложность в том, чтобы задействовать положительные аспекты робототехники и избегать отрицательных», - говорит Аманда Шарки. Она упрекает правительства Великобритании и других стран в том, что они развивают робототехнику ради экономической выгоды, «не задумываясь о воздействии на общество и возможной угрозе основным гражданским правам».
FRR пользуется поддержкой нидерландского 3TU Centre for Ethics and Technology, но также стремится получить долгосрочное финансирование в рамках программы Евросоюза Horizon 2020 и из других источников. Войти в FFR также могут независимые специалисты, занимающиеся робототехникой и смежными областями. «У нас по-прежнему есть шанс изменить положение дел и пропагандировать ответственность в использовании роботов в нашем обществе, - говорит Эми ван Винсберге из Университета Твенте, президент FRR. – Мы должны гарантировать, что роботы в будущем будут применяться во благо человечества, а не ради краткосрочной выгоды».
Перевел Алексей Невельский