ЦБ: Накопительные пенсии могут заморозить на несколько лет
Население окончательно утратит доверие к системе, долгосрочных инвестиций станет еще меньшеЦБ предупредил о рисках продления моратория на накопительную пенсию в 2017 г. и в последующие годы. Об этом регулятор написал в опубликованных сегодня "Основных направлениях развития и обеспечения функционирования финансового рынка РФ на период 2016-2018 гг.".
ЦБ отмечает недостаточное понимание населением механизма замораживания, а это формирует условия для снижения доверия населения к накопительному элементу в целом. И, как следствие, будет способствовать снижению прироста долгосрочных инвестиций, предупреждает Центробанк.
При замораживании средства накопительной пенсии не поступают в негосударственные пенсионные фонды или в государственную управляющую компанию (ГУК), которые затем могут вложить их в рыночные инструменты, а направляются на текущие выплаты пенсионерам. Это позволяет сократить бюджетный трансферт на сбалансированность Пенсионного фонда (ПФР).
Впервые замораживание решили провести в отношении пенсий 2014 г., экономия отправилась в бюджетный резерв, предназначавшийся для поддержки экономики и рынка труда, хотя антикризисных мер в тот год не понадобилось – все пошло на поддержку Крыма. Правительство объявляло это разовой мерой – надо провести проверку и акционирование НПФ. За год проверка была проведена, но замораживание решили продлить и на 2015 г. Весной этого года премьер-министр Дмитрий Медведев собрал совещание, на котором принял окончательное решение сохранять накопительный элемент: «Такое решение поддерживается и большинством экспертов, и, самое главное, гражданами нашей страны». Впрочем, решение сохранить накопительный элемент в целом не означало отказа от моратория. И осенью этого года из-за большого бюджетного дефицита правительство приняло решение продлить замораживание еще на год.
В 2016 г. замораживание, по расчетам Минфина, даст бюджету 344 млрд руб. (в 2017 г. – 412 млрд, в 2018 г. – 471 млрд). Планируется, что эти средства пойдут в бюджетный резерв, который может быть потрачен на дополнительную индексацию пенсий во второй половине года.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина еще при первом решении о замораживании на совещании у президента выступала против этой идеи. "Как мы объясним это людям?" - передавали ее слова участники совещания. Минфин и Минэкономразвития были против как отмены накопительного элемента, так и продления замораживания. Замораживание, повторяющееся каждый год, превращает все в фарс – государство тем самым показывает, что само не доверяет системе, указывал чиновник Минфина. Замминистра финансов Максим Орешкин говорил, что замораживание накопительной пенсии приведет к повышению процентных ставок в экономике - долговой рынок будет лишен длинных денег в виде средств НПФ.
"Публично Минфин и другие не поддерживали замораживание, а по факту на всех бюджетных совещаниях осенью уже почти все смирились с ее неизбежностью, разве что только [министр экономического развития Алексей] Улюкаев был против", – говорит высокопоставленный чиновник. Деньги НПФ могут отправиться в том числе и на инвестиции, на поддержку компаний реального сектора, считает чиновник. Сами же НПФ не хотели их вкладывать в облигации госкомпаний – весь год Минэкономразвития организовывало встречи между фондами и компаниями, но они так и не смогли сойтись на ставках. Это упрямство фондов, нежелание кредитовать компании по невыгодной для них ставке (что вполне объяснимо, учитывая их риски) также повлияли на решение о замораживании, отмечал один из чиновников.