США и их союзники начали активно бомбить нефтяные объекты «Исламского государства»
Россия тоже нацелилась на главный источник доходов террористов, дающий им $1,5 млн в деньСилы возглавляемой США коалиции стали наносить массированные авиаудары по нефтяным месторождениям, которые контролирует «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). В результате, по словам местных жителей, в том числе покупающих нефть у ИГ, добыча может существенно сократиться.
В этом случае террористы лишатся значительной части доходов, которые идут на финансирование их деятельности.
В последнюю неделю интенсивным бомбардировкам подвергаются объекты нефтяной инфраструктуры и используемые ИГ транспортные средства в сирийской провинции Дайр-эз-Заур, где находятся основные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы. Между тем, как показало расследование Financial Times, торговля нефтью приносит ИГ около $1,5 млн в день и делает зависимым от него значительную часть местного населения в Сирии и Ираке. «Бомбардировки просто безумные, иногда 20 ударов за несколько часов, – говорит человек, живущий около сирийского месторождения Аль-Танак, чья семья торгует добываемой «Исламским государством» нефтью. – Если так будет продолжаться, нефтедобыча может остановиться».
Россия в среду также заявила, что ее авиация начала бомбить объекты, связанные с нефтяной инфраструктурой ИГ.
По словам представителей США, в последние дни было уничтожено 116 автоцистерн с нефтью.
После терактов в Париже 13 ноября резко выросла активность французских ВВС, которые прежде всего сосредоточились на бомбардировке объектов в Ракке, считающейся столицей ИГ, но ранее они также атаковали нефтяные объекты.
Курдские войска недавно заняли иракский город Синджар и Аль-Хоул на востоке Сирии, перерезав важный для ИГ маршрут поставок нефти и других товаров между двумя странами (см. карту).
Активисты из провинции Дайр-эз-Заур, например находящийся сейчас в Турции Джад аль-Хусейн, который следит за ситуацией, считают, что бомбардировки могут существенно подорвать возможности ИГ. «Полная остановка добычи нефти, скорее всего, исключена, поскольку она так важна для окружающих областей, включая гражданское население. ИГ ведь даже использует ее для производства электричества. Но, полагаю, торговля нефтью существенно сократится», – говорит он.
ИГ получает огромные доходы от продажи нефти, прежде всего потому, что от нее сильно зависят местные сообщества в Сирии и Ираке – как в плане торговли, так и использования в бытовых и бизнес-целях. Усиление же бомбардировок объясняется «изменившейся оценкой рисков потерь среди гражданского населения» и ущерба нефтяным месторождениям, говорят западные официальные лица. Ранее коалиция воздерживалась от ударов, которые могли привести к гибели среди мирных людей и сильно повредить месторождения, которые полностью находятся под контролем ИГ. Вместо этого удары по объектам нефтяной инфраструктуры если и наносились, то по НПЗ, которые работали на террористов.
Чтобы снизить уязвимость перед авиаударами, ИГ давно перестало заниматься торговлей нефтью. Вместо этого оно сконцентрировалось на ее добыче, продавая прямо около скважин местным торговцам, которым необходимо как-то зарабатывать деньги в стране, которая уже пять лет охвачена войной. Последние выстраиваются на грузовиках в очереди, которые могут достигать 6 км, и неделями ждут возможности залить нефть.
Но на этой неделе ИГ изменило систему, говорят местные жители. Боевики приказали водителям не подъезжать к скважинам и брать квитанции, где указано определенное время, когда они должны подъехать за нефтью. По словам жителей, под удары авиации попали автомобили ИГ, работающие в районе таких важных месторождений, как Аль-Омар, Аль-Танак и Аль-Джафра. Атаки также были нацелены на здания и оборудование возле нефтяных скважин. По меньшей мере на 10 скважинах прекращена добыча, утверждает Хусейн.
Автоцистерны мирных жителей в районе месторождения Аль-Омар до сих пор под обстрел не попадали, говорит покупающий там нефть трейдер. При этом многие грузовики ИГ были уничтожены, поэтому он уверен, что используются «умные бомбы». «Даже если мы находимся рядом с ними [грузовиками ИГ], в нас ничто не попадает. Теперь люди из ИГ не приближаются к этим скважинам, – говорит он. – Ситуация изменилась на 180 градусов. Дело не в том, что нефтедобыча снижается, а в том, что ИГ не может продолжать работать на месторождениях как прежде».
Уменьшение объемов торговли нефти может быть связано не с сокращением добычи, а с тем, что водители теперь опасаются приближаться к месторождениям, считают местные жители. «Если авиаудары будут столь же интенсивными, трейдеры могут прекратить туда ездить», – говорит один из жителей.
Перевели Михаил Оверченко и Алексей Невельский