ЦБ: Экономика неустойчиво стабилизируется
Инфляция в 2015 году составит 12,7%, но есть риски превышенияПо оценкам департамента исследований и прогнозирования ЦБ, спад экономики в III квартале составил 5%, в IV квартале замедлится до 3,7%, по итогам 2015 г. составив 4,2%. Итоговый прогноз немного улучшился по сравнению с сентябрем (был минус 4,3%): торможение спада выпуска в базовых отраслях, наметившееся в августе, получило продолжение, отмечается в бюллетене департамента. Но признаки стабилизации пока неустойчивы, а возобновившееся снижение цен на нефть создает новые риски. Если они не реализуются, то начало восстановления экономики возможно в I квартале 2016 г. (при этом в годовом сравнении – к тому же кварталу предыдущего года – спад будет продолжаться).
Вышедший в четверг бюллетень «О чем говорят тренды» станет ежемесячным изданием департамента исследований и прогнозирования, который возглавил Александр Морозов, бывший главный экономист HSBC по России, СНГ и странам Балтики. Указанный в начале бюллетеня дисклеймер оговаривает, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут не совпадать с официальной позицией ЦБ. Обычно такая оговорка содержится в working papers («рабочих материалах» – как правило, исследованиях по какой-либо теме), подготовленных сотрудниками центробанков и финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка) и публикуемых на официальных сайтах этих организаций в качестве аналитической информации.
В сентябре в экономике наметились признаки стабилизации, оценивает департамент ЦБ: возобновился помесячный рост в обрабатывающей промышленности, увеличился грузооборот, замедлился спад в строительстве. Помесячная динамика промышленности довольно волатильна и выводы о переходе к росту делать рано, замечают авторы бюллетеня: рассчитываемый ими опережающий индикатор свидетельствует о стагнации до конца года и переходе к восстановлению в начале 2016 г.
Гораздо менее определенны перспективы восстановления внутреннего спроса. Потребление продолжает сокращаться, и пока никаких предпосылок для прекращения падения розничного товарооборота авторы бюллетеня не видят. То же самое – с инвестиционным спросом: продолжившееся в сентябре сокращение инвестиций в основной капитал, так же как и объемов работ в строительстве, означает, что нижняя точка инвестиционного спада еще не пройдена.
Анализируя структуру снижения экономики во II квартале (последние доступные данные, оценку III квартала Росстат опубликует в ближайшие дни), аналитики ЦБ обращают внимание на динамику запасов, сокращение которых обеспечило почти половину спада ВВП. Столь сильное сокращение запасов произошло либо из-за того, что экономические агенты переоценили масштабы грядущего падения спроса, ориентируясь на развитие кризиса по образцу 2008–2009 гг., либо же это статистическая ошибка, не исключают авторы. В последнем случае, когда она будет исправлена, могут быть скорректированы и сами темпы падения ВВП (либо же увеличены масштабы спада других компонентов ВВП).
Если же ошибки не было, то, как только предприятия увидят стабилизацию спроса, восстановление запасов может начаться опережающими темпами, заключают авторы. Именно такое развитие событий положено в основу прогноза Минэкономразвития, в котором ожидаемый в 2016 г. рост экономики на 0,7% будет почти целиком обусловлен восстановлением запасов. Министерство прогнозирует хоть небольшой, но рост розничного товарооборота, т. е. потребительского спроса, и рост запасов будет ответом предприятий на ожидания восстановления спроса, объяснял министр экономического развития Алексей Улюкаев на конференции в честь 25-летия Института Гайдара. А также ответом на ожидания снижения процентной ставки, что удешевит кредит под оборотные средства: «Ожидания по ставке складываются из [ожиданий по снижению] инфляции и из веры, что денежные власти будут делать то, что говорят», – сказал Улюкаев.
Если не будет новых валютных шоков, то в силу эффекта высокой базы конца 2014 г. инфляция продолжит замедляться, составив к концу года 12,7%, говорится в бюллетене ЦБ. Тем не менее аналитики отмечают, что инфляционные ожидания остаются высокими, из-за чего прогноз ЦБ и по краткосрочной, и по среднесрочной инфляции может быть превышен; а возобновившееся ускорение роста цен в пищевой промышленности формирует дополнительные инфляционные риски, т. к. обычно полностью переходит в рост розничных продовольственных цен.
Минэкономразвития ожидает, что инфляция в 2015 г. составит 12,2%. Прогноз ведомства по ВВП также более оптимистичен: спад в III квартале оно оценивало в 4,3%, а по итогам 2015 г. спад не превысит 3,8%, сказал накануне Улюкаев (официальный прогноз – спад на 3,9%).