ЦБ сохранил ключевую ставку

Регулятор отложил план пополнения золотовалютных резервов, прогнозирует продолжение экономического спада до середины 2016 года
Е. Разумный
Е. Разумный / Ведомости

ЦБ не видит тренда на дальнейшее ослабление рубля, сообщила Набиуллина: “Не видим тренда на дальнейшее ослабление курса. У нас есть повышенная волатильность”. Решение ЦБ, несмотря на то что было ожидаемым, – негативная новость для рубля, считает Наталья Орлова из “Альфа-банка”: ЦБ подтвердил плавающий режим курса, а значит, остается подвержен внешним рискам, которые разнообразны – замедление экономики Китая, повышение ставки ФРС США, возможные новые санкции.

Следующее снижение ставки ЦБ произойдет, в лучшем случае, в декабре при условии стабильности курса рубля, считают аналитики «Ренессанс капитала» и БКС, - или только в 2016 г., полагают в "Альфа-банке" и Deutsche Bank.

Инфляционные риски усилились, возросли и риски дальнейшего охлаждения экономики: в таких условиях ЦБ счел необходимым сохранить ставку 11%, сообщил регулятор.

Падение цен на нефть в августе повлекло ослабление рубля. Влияние августовской девальвации на потребительские цены продлится около трех месяцев и повысит инфляцию по итогам 2015 г. на 2 процентных пункта, сказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Теперь ЦБ ожидает инфляцию в 12-13% по итогам 2015 г. До 7%, по оценкам ЦБ, она снизится лишь к сентябрю 2016 г., а не к июню, как регулятор ожидал ранее. Тем не менее это оставляет значительное пространство для дальнейшего снижения ставки. Но на темп ее снижения могут повлиять как неблагоприятное развитие ситуации на внешних рынках, так и смягчение бюджетной политики: возможность пересмотра масштаба индексации соцвыплат и зарплат – один из существенных проинфляционных факторов, предупредила Набиуллина. Индексация по уровню фактической инфляции создает риски раскручивания инфляционной спирали, так что доходы и зарплаты в итоге от этого не выиграют, а Центробанку придется держать ставку на более высоком уровне, объяснила председатель ЦБ. Масштаб индексации социальных расходов – ключевой вопрос бюджета на 2016 г., подготовку которого правительство продлило почти на месяц из-за падения нефтяных цен в июле - августе.

Сохранение регулятором ставки в 11% совпало с ожиданиями рынка: консенсус-прогноз аналитиков предполагал, что ЦБ примет именно такое решение. Реакция рубля была вялой: с момента публикации пресс-релиза к 17.50 мск доллар подорожал к рублю на 30 коп. до 68,15 руб. «Решение ЦБ было ожидаемо и полностью учитывалось рынком в текущих котировках российской валюты, поэтому рубль не отреагировал на него», – говорит гендиректор УК «Спутник. Управление активами» Александр Лосев. Текущее ослабление рубля связано исключительно с некоторым снижением цены нефти, добавил он.

ЦБ в своем прогнозе исходит из сохранения в ближайшие три года введенных в отношении России санкций, но не их ужесточения. Повышение ставки ФРС, по словам Набиуллиной, не окажет значимого влияния на российский валютный рынок, поскольку основной отток капитала вызван погашением внешних обязательств. Тем не менее именно неблагоприятные внешние условия – нестабильность нефтяных цен, волатильность рынков капитала, замедление развивающихся экономик, как перечислила Набиуллина, – остаются главными факторами, определяющими перспективы динамики российской экономики и курса рубля.

План пополнения резервов отложен

Обновленный прогноз ЦБ на 2016-2018 гг. в базовом сценарии исходит из сохранения цены нефти на уровне $50/барр. на весь период, что предполагает “околонулевую динамику резервов” все три года. “Это будет происходить тогда, когда будет позволять ситуация на валютном рынке”, - ответила Набиуллина на вопрос об условиях возобновления анонсированного в мае плана пополнения резервов до $500 млрд. Их уровень достаточен и комфортен, сказала Набиуллина, а план пополнения был продиктован стремлением обеспечить более долгосрочные условия для финансовой стабильности. По опыту других стран, центробанки накапливают резервы, когда национальные валюты укрепляются, сказала она.

Возможность накопления ЗВР есть в оптимистичном сценарии роста цен на нефть до $70-80 в 2018 г.: в таком случае резервы могут пополняться на $15 млрд ежегодно с 2016 г., следует из проекта «Основных направлений денежно-кредитной политики». «Не очень большими темпами, потому что мы не собираемся нашими операциями оказывать существенное влияние на курсовую динамику, курс у нас плавающий", - пояснила Набиуллина.

Отмена плана пополнения резервов будет позитивна для рубля и российских евробондов, отмечает Олег Кузьмин из “Ренессанс капитала”. Пополнение резервов до $500 млрд разрушительно для рубля и перспектив снижения инфляции в среднесрочной перспективе, пока нефть не подорожает выше $80/барр., считает он.

Экономика без перспектив

Базовый сценарий ЦБ предполагает продолжение рецессии в 2016 г. и выход экономики на околонулевые темпы в 2017 г. Спад 2015 г. составит 3,9-4,4%, восстановление начнется лишь в середине 2016 г., в целом по итогам которого экономика сократится еще на 0,5-1%. Экономика продолжает адаптироваться к новым условиям – спаду доходов от продажи нефти, эта адаптация «займет определенное время и будет проходить в условиях сочетания структурного и циклического спадов», сказала Набиуллина.

Слабый внутренний спрос продолжит вносить отрицательный вклад в ВВП: в базовом сценарии ЦБ ожидает продолжения спада инвестиций до 2018 г., сокращения потребления домохозяйств до 2017 г.

Основная причина продолжительного спада инвестиций – общая повышенная неопределенность: «Даже высокая прибыль реального сектора, полученная в первом полугодии, по всей видимости, была слабо использована для роста инвестиций, в том числе и в секторах с потенциалом импортозамещения”, – указала Набиуллина.

Поддержку экономике будет оказывать только чистый экспорт – до 2018 г., когда рост импорта снова окажется выше, чем экспорта, из-за возобновления роста внутреннего спроса, - в равной степени потребительского и инвестиционного. Внутренний спрос снова станет основным драйвером экономики, т. е. ситуация фактически вернется к тому, с чего начинался текущий кризис.

В рисковом сценарии, предполагающем цену нефти в $40/барр., в 2016-2018 гг., экономический спад продлится до 2018 г. В позитивном варианте более высоких цен на нефть – прекратится уже по итогам 2016 г. Ситуация на рынке нефти останется крайне нестабильной, пока цены не найдут новый равновесный уровень, считает Набиуллина. Происходящее изменение структуры, условий конкуренции и ценообразования нефтяного рынка – один из главных факторов волатильности мировых финансовых рынков наряду с неопределенностью относительно ставки ФРС и обеспокоенностью инвесторов перспективами развивающихся стран, указала Набиуллина.