Девальвация рубля открывает для российских производителей новые экспортные рынки

Стоимость труда в России оказалась даже ниже, чем в Китае
Из-за падения рубля себестоимость сборки автомобилей на «АвтоВАЗе» сейчас меньше 250 евро
Из-за падения рубля себестоимость сборки автомобилей на «АвтоВАЗе» сейчас меньше 250 евро / Денис Новиков / Photoxpress

Благодаря девальвации рубля в России себестоимость производства стала ниже не только чем в Европе, но и даже в Китае. Причем это утверждение верно и в том случае, если используется иностранное сырье и комплектующие, признаются производители. Средняя месячная зарплата в России, по данным Росстата, составила в июле в долларовом эквиваленте $591, тогда как, например, в славящейся дешевизной рабочей силы Румынии этот показатель, по данным местной статистической службы, составляет $632. Официальные данные о средней зарплате в Китае есть за прошлый год – она была эквивалентна $775 в месяц по нынешнему курсу доллара к юаню.

Это, учитывая взятый российским правительством курс на развитие экономических отношений со странами Востока, повысило спрос на российские продукты в Китае и заставило международные компании задуматься об экспорте российской продукции на другие рынки.

Продукты едут на восток

На этой неделе во время официального визита президента России Владимира Путина в Китай будет обсуждаться вопрос о поставках российского зерна в эту страну, рассказал «Ведомостям» сотрудник Минсельхоза. Он надеется, что в итоге стороны договорятся и китайский рынок будет открыт для наших аграриев. Представитель Минсельхоза этот вопрос не комментирует, но один из участников делегации также уверен, что такой вопрос будет подниматься. Чиновник экономического блока этого не исключил, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал «Ведомостям»: «Конкретно этой темы в перечне вопросов президента пока нет. Не знаю, ведется ли экспертная проработка».

Рынок Китая фактически закрыт для иностранных поставщиков уже 18 лет, с тех пор как в 1997 г. минсельхоз страны обнаружил, что некоторые партии иностранного зерна заражены индийской и карликовой головней. Эти заболевания снижают продуктивность растений, а также ухудшают хлебопекарные качества зерен. А использование сильно пораженных зерен в фураже может привести к отравлениям животных. С тех пор рынок приоткрывается для тех компаний, продукция которых сертифицирована китайскими службами, – в первую очередь из Канады и США. «Чтобы поставлять зерно в Китай, необходимо его сертифицировать, а Россельхознадзор очень медленно решает этот вопрос», – добавляет исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов.

Дело не в болезнях, а в местной специфике: пока первое лицо нашей страны не встретится с первым лицом Китая и не договорится, больших поставок не будет, уверен гендиректор аналитического агентства «Прозерно» Владимир Петриченко. «Это действительно так. В Китае партия командует экономикой и решает все важные торгово-экономические вопросы, поэтому решение должен одобрить ее лидер», – говорит профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский. Он напоминает, что вопрос о цене поставок газа в Китай, 10 лет безуспешно обсуждаемый «Газпромом» и китайской государственной СNPC, был решен только после встречи Путина с председателем КНР Си Цзиньпином. Россия экспортирует в Китай меньше 50 000 т кукурузы и проблему может решить только политическая договоренность на уровне высшего руководства, согласен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Китай – еще и крупнейший в мире покупатель сои, на него приходится 60% ее мирового потребления. Если соглашение будет достигнуто, российские масличные и зерновые культуры будут очень интересны китайским покупателям, продолжает Петриченко. Российским же компаниям поставки этих культур на Дальний Восток выгодны даже при условии доставки их морем через Суэцкий канал. Корея закупила 566 000 т российской кукурузы за прошлый сезон, напоминает эксперт.

Сделано в России

Международные производители бытовой техники тоже считают выгодным экспортировать технику с российских заводов. Российский завод итальянской компании Candy с весны начал поставлять в Европу, Новую Зеландию, Австралию и Японию с завода в Кирове некоторые модели стиральных машин под марками Candy и Hoover, рассказывал «Коммерсанту» гендиректор «Candy СНГ» Антон Харин. По его словам, на экспорт может пойти до трети из 300 000 стиральных машин, выпущенных заводом. «Ослабший рубль позволяет существенно снизить себестоимость производства», – объяснял Харин. Немецкий концерн BSH Hausgerate GmbH (совместное предприятие Bosch и Siemens) по той же причине планирует в этом году практически удвоить экспорт с российских предприятий – до 90 000 шт. против 50 000 годом ранее. Однако нельзя сказать, что экспорт бытовой техники и электроники из России становится массовым трендом, отмечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. В этой продукции особенно велик вес импортных комплектующих. Поэтому пока это инициативы отдельных международных компаний, которым выгодно поставлять продукцию российских заводов на географически близкие рынки, где они уже работают, считает Гуськов.

Россия предлагает Китаю расширить поставки свинины на российский рынок в обмен на допуск российских производителей зерна на китайский, объяснил «Ведомостям» помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Сейчас в Китай из России в серьезном объеме поставляются только масличные. «В год США и Канада поставляют в Китай 6 млн т фуражного зерна, нам вполне по силам потеснить их на этом рынке», – говорит представитель Россельхознадзора. В том числе обсуждается и оплата по бартеру, так как стороны заинтересованы в уходе от доллара в качестве валюты платежа во взаимных расчетах.

Поставки зерна, а также других продуктов в Китай готова начать компания «Русагро», которая пока экспортирует туда масло, добавляет представитель Россельхознадзора. Представитель «Русагро» это подтверждает. «Мы ждем, когда будут заключены договоренности, заинтересованы поставлять кукурузу, сою, зерно, мясо», – добавляет он. Китай для компании важен в первую очередь как новый рынок сбыта, отмечает представитель «Русагро».

Поставки зерна – только первый шаг, а второй – это массовый экспорт в Китай мясной продукции, заявил 27 августа министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, Минэкономразвития помогает АПК «Мираторг» выйти «и со свининой, и с крупным рогатым скотом на азиатский рынок» (цитата по агентству Finmarket). «Китай – крупнейший в мире импортер свинины. Надо идти на этот рынок. Надо идти на корейский рынок, надо идти на вьетнамский рынок и т. д. Мы будем помогать им это делать. Почему мясо, а не зерно? Зерно тоже важно, но добавленная стоимость в производстве мяса больше, так как то фуражное зерно, которое мы вывезем, оно будет в той стране, куда мы его экспортировали, как раз использовано для производства мяса. А нам хотелось бы, чтобы эта добавленная стоимость оставалась у нас в стране», – объяснил министр.

Еще в июне на сайте Россельхознадзора появился призыв к российским производителям свинины и говядины «предоставить информацию о заинтересованности» в экспорте данного вида продукции в Китай. Оптовые цены на свинину в России и Китае в июне сравнялись: в России свинина второй категории предлагалась по $3 за 1 кг, а в Китае – по $3,1. Годом ранее российская свинина стоила $4,6 за 1 кг.

В Китай может экспортироваться продукция, которая в России не пользуется спросом, считает Алексеенко. Например, куриные лапы, которые там считаются деликатесом. Другой пример – китайцы с большим удовольствием едят свиные уши, «которые мы не знаем куда девать», добавляет сотрудник одного из российских производителей мяса.

Китайские покупатели распробовали российские продукты в прошлом году, когда из-за падения курса рубля они подешевели как минимум на 30%, рассказывает «Ведомостям» частный предприниматель из Благовещенска. «С прошлой зимы по льду Амура из России в китайский Хэйхэ пошли караваны фур с российскими кондитерскими изделиями, мороженым, медом, молочной продукцией, подсолнечным маслом – раньше мы от них возили, а теперь они от нас», – вспоминает он. Спрос продолжает расти, но, несмотря на это, поставками в Китай занимаются не сами производители, а местные перекупщики, говорит он.

По данным Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы, экспорт, например, молочной продукции, меда, яиц через его посты в январе – июне 2015 г. вырос в натуральном выражении в 14 раз до 3550 т, а шоколада – в 34 раза до 1048 т.

Потребители Юго-Восточной Азии открыли и русские вина, уверяет представитель завода игристых вин «Абрау-Дюрсо». «Их интерес к нашей продукции растет, так как им нравятся полусладкие вина», – объясняет он. И добавляет: завод начал отгружать свою продукцию в Китай в конце 2014 г. Прежде всего заказчики интересуются недорогими напитками, хотя есть спрос и на самую дорогую продукцию – стоимостью около 30 евро за бутылку.

Автомобили едут за границу

Для производителей автомобилей Россия сейчас становится более выгодной сборочной площадкой, чем любая другая в Европе, включая Румынию и даже Турцию, уверяет представитель «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский. Затраты на оплату труда в пересчете на 1 автомобиль составляют 17 000 руб., или около 230 евро. По данным аналитического агентства J. D. Power & Associates, аналогичный показатель на заводах в Румынии составляет около 400 евро, в Турции – около 300 евро.

Это «заслуга» подешевевшего рубля. Ведь еще четыре года назад топ-менеджеры построенных в России иностранными компаниями автозаводов признавались, что собирать машины в России не так уж выгодно. Например, один из руководителей PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге рассказывал, что на европейских заводах себестоимость производства автомобиля на 5% дешевле, чем в России, а в Китае и Корее – на 15–20%.

Сам «АвтоВАЗ» объявлял о планах увеличить в 2015 г. экспорт почти вдвое до 100 000 шт. Помимо Казахстана и других стран СНГ завод отгружает автомобили в страны Латинской Америки, Африки и Европы. Сейчас идет реорганизация торгово-сервисной сети на этих рынках, обсуждается возможность реализации автомобилей в Европе через дилерскую сеть Renault-Nissan, добавляет Ильинский. Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон ранее уже объявил о подписании дилерских соглашений с импортером Nissan в Ливане и Венгрии.

Подешевевшая рабочая сила – не единственная причина, заставляющая автоконцерны задуматься об экспорте с российских предприятий. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за семь месяцев 2015 г. продажи новых автомобилей в России упали по сравнению с тем же периодом прошлого года на 35%.

Гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович 26 августа заявил, что группа изучает вопрос о поставках автомобилей с завода в Калуге на рынки других стран, сообщало агентство Reuters. Завод выпускает модели Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. Главная причина такого решения – резкое падение спроса на новые автомобили в России, объяснил Озегович. Сотрудник группы добавил, что себестоимость производства в России пока действительно «очень конкурентоспособна». Так как окончательное решение пока не принято, рано рассуждать, какие автомобили и куда могут поставляться, отметил представитель компании.

Петербургский завод Hyundai в августе уже начал выпуск автомобилей Hyundai Solaris для Египта и Ливана. До конца года в эти страны предполагается поставить около 4000 машин. Кроме того, Hyundai может поставлять Solaris, а затем и новый компактный кроссовер, выпуск которого в России намечен на 2016 г., в Восточную Европу, знают два дилера марки.

Nissan рассматривает возможность начать поставки автомобилей из России в страны Восточной Европы и Скандинавии. Могут поехать в Европу и собранные в России автомобили Datsun. Renault также рассматривает вопрос экспорта – для сохранения рентабельности производства, но пока никаких деталей сообщить не может, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Ранее один из сотрудников автоконцерна говорил, что поставки возможны в страны Ближнего Востока, так как в Европу из России поставлять автомобили марки бессмысленно: завод в Румынии выпускает такие же модели. Думает о расширении экспорта из России и PSA Peugeot Citroen, но решений пока нет.

Российские автозаводы могут производить 3 млн автомобилей в год, тогда как, по прогнозам, в России в этом году будет выпущено в лучшем случае 1,2 млн автомобилей. Иными словами, для загрузки 50% мощностей надо искать новые рынки, рассуждает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Выгоднее всего развивать экспорт моделей с высокой локализацией, что позволит заработать на девальвации рубля, и желательно уникальных для глобального рынка, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Вывозная пошлина на автомобили из России нулевая, но при ввозе машин в страны Европы, например, нужно заплатить пошлину в 10–20%, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков.

Пока экспорт легковых автомобилей из России в дальнее зарубежье растет очень медленно: по данным ФТС, за январь – июнь 2015 г. было экспортировано всего 3000 легковых автомобилей, на 200 шт. больше, чем годом ранее.

Производители коммерческого транспорта тоже пытаются выйти на новые рынки: группа ГАЗ в конце августа начала продажи автомобилей «Газель Next» в Сербии через своего партнера – местную торговую компанию Verano Motors. До конца года продажи техники ГАЗа начнутся также в Боснии и Герцеговине, Черногории и Македонии, обещала пресс-служба предприятия

Красота на экспорт

Выиграли от девальвации и производители косметики. После падения курса рубля в России стало выгоднее производить косметику для восточноевропейских рынков, чем, например, в Польше, даже если речь идет просто о расфасовке крема по баночкам, уверяет менеджер одной из международных косметических компаний.

Представители большинства таких компаний данные по динамике экспорта официально не раскрывают, хотя и признают, что стратегия их компаний предусматривала выпуск продукции в России для зарубежных рынков, так что этот процесс не связан с девальвацией.

Завод L’Orеal, с 2010 г. работающий в Калужской области в индустриальном парке «Ворсино», производит средства по уходу за волосами марок L’Orеal Paris и Garnier и экспортирует часть их в страны СНГ, сообщила пресс-служба компании. Принадлежащие Unilever заводы – «Северное сияние» в Санкт-Петербурге и «Калина» в Екатеринбурге – сейчас экспортируют косметику и бытовую химию в большинство стран Европы, а также в страны СНГ и Азиатский регион.

Шведская Oriflame, открывшая в феврале 2015 г. в Московской области производственно-логистический комплекс по производству косметики, дезодорантов, шампуней и т. д., сейчас экспортирует продукцию российского предприятия в десятки стран мира, сообщил представитель компании.

P&G сейчас экспортирует 30% продукции своих российских заводов в Тульской, Ленинградской и Нижегородской областях в страны СНГ, Европы и Ближнего Востока. Например, завод в Ленобласти – один из крупнейших в мире производителей одноразовых бритв: они пользуются большим спросом в Северной Африке. «Объем производства и экспорта демонстрировал стабильный рост год от года», – говорит представитель компании.

Перед российскими производителями потребительских товаров действительно открываются новые экспортные возможности из-за падения стоимости труда, признает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Хотя в IV квартале 2015 г. и прогнозируется укрепление рубля и, соответственно, обратный отскок уровня зарплат, в ближайшие 2–3 года они вряд ли вернутся к прежнему уровню в валютном выражении. Другое дело, что эти экспортные возможности могут не компенсировать падение спроса на внутреннем рынке, предупреждает Поляков. Как ожидается, по итогам этого года потребительский спрос в стране будет ниже на 6–7% в постоянных ценах, напоминает он.

В подготовке статьи участвовали Петр Козлов, Мария Кунле, Анастасия Демидова