«Камаз» приблизился к стратегической цели – экспортировать 20–30% продукции

В I квартале 2015 года на продажи за рубежом пришлось 19%
«Камаз» тянет  за границу
«Камаз» тянет за границу / Е. Разумный / Ведомости

«Камаз» увеличил в I квартале 2015 г. экспорт машин и сборочных комплектов на 28% до 895 шт., сообщила в пятницу компания в своем отчете. Доля зарубежных поставок в общих продажах составила 19%. Таким образом, компания близка к своей стратегической цели – к 2020 г. экспортировать 20–30% продукции. В 2014 г. доля экспорта у «Камаза» составляла 16%.

Экспортные поставки «Камаза» начали расти в III квартале прошлого года (см. график). В I квартале 2015 г. поставки в страны СНГ упали на 16,7%, а в страны дальнего зарубежья выросли в 4 раза. Поставки увеличились прежде всего за счет Азербайджана, Вьетнама и стран Латинской Америки, говорит представитель «Камаза».

«Камаз» тянет  за границу

В этом году «Камаз» рассчитывает продать за рубежом от 6000 (уровень 2014 г.) до 8000 машин, передал «Интерфакс» слова гендиректора предприятия Сергея Когогина. В странах с наиболее емкими рынками «Камаз» организует сборочные производства, говорится в его отчете. У компании уже есть площадки в Казахстане, Индии, Колумбии, Литве, Вьетнаме, изучается возможность выпуска в Аргентине, Индонезии и проч. «Мы сегодня очень серьезно смотрим в сторону Китая, где созданы кластеры по производству автокомпонентов, которыми мы уже пользуемся для российского производства в Набережных Челнах», – сказал Когогин, не исключив организации там сборки. Представитель завода не стал это комментировать, лишь заметив, что «Камаз» в Китай за последние шесть лет ничего не экспортировал. «С учетом того развития коммерческого автопрома, которое получил Китай, нам туда идти бессмысленно. Да и входной билет очень дорого стоит. Возможны какие-то нишевые решения. Не более того», – говорил год назад в интервью «Ведомостям» Когогин.

Рост экспорта представитель «Камаза» объясняет желанием использовать эффект девальвации рубля (выручка от зарубежных поставок в I квартале 2015 г. выросла у «Камаза» на 23% до 1,8 млрд руб., а их доля в общей выручке – на 5 п. п. до 13,1%) и компенсировать часть потерь на российском рынке. В 2014 г. продажи «Камаза» в России упали на 14,5%, в январе – апреле 2015 г. – на 45%.

С учетом ситуации на рынке стратегический ориентир по общим продажам (60 000–70 000 шт.) вряд ли будет достигнут ранее 2020 г., думает представитель «Камаза». В прошлом году предприятие продало на всех рынках 38 644 грузовика и сборочных комплекта (-11,8%).

Растет экспорт и у «АвтоВАЗа». В январе – апреле он увеличился на 7,9% до 12 555 шт. (продажи в России упали на 29% до 91 413 шт., по данным АЕБ). Основные экспортные рынки автомобилей Lada – страны СНГ, в том числе Казахстан, Белоруссия, Украина, перечисляет представитель завода. Как изменился экспорт у группы ГАЗ, ее представитель не сказал.