«Яндекс.Такси», Gett и Uber собираются отрегулировать на федеральном уровне
Общественная палата и департамент транспорта Москвы просят заняться деятельностью агрегаторов таксиОбщественная палата и департамент транспорта Москвы просят Минтранс отрегулировать деятельность агрегаторов такси, сообщил руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. "Работа агрегаторов такси законодательно плохо отрегулирована, ведь они несут ответственность за безопасность пассажиров и влияют на ценовую политику, - считает Ликсутов (цитата по «Интерфаксу»). - В Москве мы с основными компаниями - "Яндекс.Такси", Gettaxi [сейчас называется Gett] и Uber - договорились о том, что они работают только с легальными перевозчиками, постоянно проверяют и дают нам отчеты по тому, какие заказы они выполняют, чтобы мы видели, что перевозчики легальны". "Но в целом регулировать деятельность агрегаторов каким-то образом нужно", - сказал Ликсутов во вторник на встрече с журналистами.
Неделю назад на круглом столе в Общественной палате было принято решение подготовить соответствующие поправки и направить их в Минтранс, сказал Ликсутов.
Ликсутов предлагает "дать больше полномочий субъектам по формированию требований к таксистам" - количества дверей, наличия системы кондиционирования, возможности оплаты кредитной картой. "Мы считаем, что было бы правильно, если бы каждый субъект, исходя из своих возможностей, мог вносить такие требования", - сказал руководитель московского департамента транспорта. "Речь идет о поправках к федеральному законодательству в части регулирования таксомоторной деятельности", - добавил Ликсутов.
Неделю назад деятельностью агрегаторов такси озаботилась Федерация автовладельцев России (ФАР). Общественная организация написала письмо генпрокурору России Юрию Чайке, попросив его, а также Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить работу Uber, Gett и «Яндекс.Такси». ФАР заявила, что «практика доплат водителям такси представляет общественно опасное деяние», компании воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все признаки состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). Руководитель ФАР Сергей Канаев считает, что другие участники рынка таксомоторных услуг становятся неконкурентоспособными: они вынуждены снижать тарифы. А тарифы сервисов приложений, по мнению авторов письма, не включают в себя расходы на безопасность, качество и др. Все это приводит, говорится в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг субъектов Российской Федерации» компаниями Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси». Также это снижает конкуренцию, считают в ФАР.
Еще раньше на интернет-сервисы вызова такси жаловалось губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко некоммерческое партнерство «Петербургское такси». В открытом письме таксисты говорили, что тарифы тройки – Uber,Gett и «Яндекс.Такси» – сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте (49–50 руб.), а сервисы доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость поездки, что нарушает закон о конкуренции.
В начале июня ФАС сказала, что не усматривает нарушений законодательства в деятельности интернет-приложений по вызову такси. "Я не вижу нарушения антимонопольного законодательства, - сказал замруководителя ведомства Андрей Цариковский (цитата по «Интерфаксу»). - С пользой спорить нельзя". "Это не реклама, это очень удобно – нажимаете кнопку, и ближайшее такси подъезжает", – сказал он, отвечая на вопрос, усматривает ли ФАС нарушение антимонопольного законодательства в занижении цены поездки ниже себестоимости. Он назвал «конфликт надуманным», приведя в пример Москву, где никогда «не было [такого] конфликта", засомневавшись только в специфичном условии Uber – с возможностью подсадки пассажиров по дороге.
Задача «Яндекс.Такси» - сделать услугу такси доступной для массовой аудитории и увеличивать количество заказов для таксистов, говорят в пресс-службе «Яндекса». «Благодаря нашей работе московский таксомоторный рынок стал намного более цивилизованным: раньше люди предпочитали пользоваться услугами так называемых «бомбил», потому что это быстро. Сейчас благодаря «Яндекс.Такси» они могут получить легальное такси в рекордно короткие сроки (4-5 минут) и по привлекательной цене. В итоге наши партнеры – таксопарки, в том числе крупнейшие, – получают больше заказов», – сказала представитель компании.
Сервис работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от соответствующих муниципальных органов, сказала представитель. «Короткие поездки в «Яндекс.Такси» дешевле, чем в классических таксопарках. Это возможно за счет оптимизации труда водителя, отсутствия необходимости в большом колл-центре и целом штате диспетчеров, экономии ресурсов - сокращения холостого хода, времени простоя и затрат на бензин», – уточняет она.
«Мы сотрудничаем с местными властями и регуляторами во всех городах и странах, где работает сервис, - сказала представитель Uber. - Мы так же как и они заинтересованы в том, чтобы передвижение по городу было доступным, безопасным и надежным, и готовы поделиться соответствующим опытом». В сервисе Uber в России нет "подсадки", говорят в компании. Сервис UberPool (позволяет использовать один автомобиль для перевозки нескольких пассажиров, если их маршруты частично совпадают, и разделить между ними стоимость поездки) «успешно работает в США и некоторых европейских странах, но в России этого сервиса нет» сказала представитель.