Путин рассказал о греческом кризисе, китайских рынках и иранской нефти

Россия готова сотрудничать со всеми государствами, если они хотят того же, отметил президент
Россия готова сотрудничать со всеми государствами, если они хотят того же
Россия готова сотрудничать со всеми государствами, если они хотят того же / Фотохост-агентство

Президент России Владимир Путин в пятницу, 10 июля, провел пресс-конференцию по итогам саммитов БРИКС и ШОС, состоявшихся в Уфе. На ней президент страны рассказал об основных экономических событиях последних дней.

Китайские «быки»

В частности, Путин отметил, что инвесторы и спекулянты, ожидавшие повышения стоимости ценных бумаг, определенный период времени доминировали на китайском фондовом рынке, они были слишком самоуверенны, поэтому сейчас произошла коррекция. Ничего особенного в этом нет, считает президент. По его мнению, роль КНР в глобальном экономическом развитии останется прежней. «Что касается Китая и фондовых рынков... Мы говорили об этом и с председателем КНР. Китайское руководство относится к этому в высшей степени спокойно. И я согласен с китайскими оценками, которые заключаются в том, что в предыдущий период "быки" сыграли слишком уверенно, может, даже слишком самоуверенно. Произошла определенная коррекция в сторону понижения. Но вот последние данные – опять подъем небольшой», – заявил Путин, отметив, что «здесь нет ничего особенного» (цитата по «Прайму»). «Китай как был, так и останется локомотивом мировой экономики», – подчеркнул он (цитата по «Интерфаксу»).

Греческое родство

Также президент отметил, что за греческий кризис ответственны не только Афины, но и Европа. «Конечно, на греков можно всю вину перекладывать», – приводит слова Путина ТАСС. «Но если были нарушения, где была Еврокомиссия? Почему она не вносила коррективы в экономическую деятельность прежнего правительства Греции? Почему выдавали такие бонусы и кредиты? Почему позволяли держать такой низкий профиль по налогам? Почему были таким большие субсидии для островов? Где вы были раньше?» – задал неприсутствующим представителям Европейской комиссии свои вопросы российский президент. «Здесь есть о чем поговорить, греческому правительству есть о чем поспорить», – добавил он.

Путин также отметил тот факт, что когда одна мощная валюта обращается в государствах с разным экономическим уровнем, то каждая отдельная страна лишается возможности регулировать финансы и свое экономическое состояние через валютные механизмы. «Греция не может девальвировать евро, это невозможно. Она лишена такого инструмента», – обратил внимание президент. Также Афины ограничены договоренностями с Евросоюзом в части возможности привлечения большего количества туристов, а ведь это, по словам Путина, одна из главнейших отраслей экономики, кроме того, Греция вынуждена себя ограничивать в объемах производства сельхозпродукции, вылова рыбы и многом другом. Впрочем, Путин видит и плюсы участия Греции в Евросоюзе, например связанные с получением льготных кредитов и бонусов. По его словам, пребывание страны в ЕС является «суверенным выбором греческого руководства и греческого народа» (цитата по «Интерфаксу»).

Греческий кризис косвенно затрагивает и интересы России, заявил президент: «Это нас впрямую не касается, но косвенно, разумеется, затрагивает и Европу, и Россию... потому что у нас большой объем торгово-экономических связей с Европой, объединенная Европа – наш партнер номер один в торгово-экономическом плане». Кроме того, «с Грецией нас связывают особые отношения духовного родства, религиозная общность», отметил он.

«Конечно, мы смотрим на это [развивающийся в Европе кризис] с большим вниманием и с некоторой тревогой, но все-таки надеемся, что кризис будет разрешен в самое ближайшее время», – подчеркнул Путин.

У Москвы, несмотря на сложную экономическую ситуацию, есть возможность оказывать поддержку своим партнерам, к которым относятся и Афины. Однако греческое правительство не обращалось за помощью к России. «Господин [Алексис] Ципрас не обращался к нам за какой-либо помощью. И в общем понятно, потому что цифры [долга] там большие», – отметил президент.

Иранские санкции

Путин также рассказал о своей позиции по переговорам Тегерана с «шестеркой» по иранской ядерной программе (ИЯП), не забыв упомянуть проблему санкций.

По его мнению, в вопросе ИЯП «должен быть найден компромисс». «На мой взгляд, он будет найден в ближайшее время. Надеюсь, что в ближайшее время все завершится подписанием необходимых документов», – заявил президент. Россия, по словам Путина, выступает за полноформатное и скорейшее снятие санкций с Ирана. «Мы выступаем сейчас за полноформатное снятие и как можно быстрее, потому что считаем, что это не способ решения международных вопросов и проблем», – отметил он. «Такой инструмент, как санкции, вообще должен быть изъят из международного экономического лексикона и общения и не должен использоваться в мировой экономике», – добавил Путин, подчеркнув, что санкции переворачивают экономику «с ног на голову».

После снятия ограничений с Тегерана вырастут поставки иранской нефти, однако это не пугает Москву, отметил президент России. «Иран будет наращивать производство нефти, это тоже естественный процесс. Увеличение объемов возможно, но следует учитывать, что объем потребления тоже будет расти», – заявил Путин. По его словам, «Россия к этому готова».

Российская готовность

Москва хочет сотрудничать со всеми странами, которые хотят того же. Она не собирается возводить какие-либо барьеры между собой и остальным миром. «Выяснилось, что она [экономика] используется как инструмент политической борьбы, поэтому мы должны будем сделать для себя выводы. Но это не значит, что мы должны сами себя ограждать какой-то стеной, этого не будет», – сказал российский президент.

«Мы будем использовать все инструменты сотрудничества со всеми странами – и с США, и с европейскими, и с азиатскими [cтранами]», – отметил Путин. «Разумеется, будем прежде всего активно развивать отношения с теми, кто хочет с нами сотрудничать. Страны БРИКС этого хотят. Это мощные государства, имеющие стратегическую перспективу, будущие лидеры мира и мировой экономики», – подчеркнул он.