БРИКС хочет усилить давление на международные организации
Создавая собственные финансовые институты, блок настаивает на реформе действующихВ четверг в Уфе лидеры стран БРИКС на седьмом саммите блока подписали очередную совместную декларацию. Основная ее часть – политическая: БРИКС заявляет о совместных подходах к различным проблемам международных отношений – от конфликта на Украине до Сирии. Прорыва в экономическом сотрудничестве и не ожидалось: на прошлогоднем саммите в бразильской Форталезе БРИКС уже объявила о создании собственных международных финансовых институтов, а в Уфимской декларации лишь приветствует их скорый запуск. БРИКС создает аналоги Всемирного банка (ВБ) и МВФ – Новый банк развития (НБР) и Пул условных валютных резервов БРИКС. Идея об их создании возникла из-за неудовлетворенности недостаточным участием этих стран в глобальном финансовом управлении, главным образом через ВБ и МВФ, говорил в интервью Bloomberg сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне Арвинд Субраманиан. Страны БРИКС бросили вызов «несправедливой внутренней системе управления во Всемирном банке и МВФ», объясняла читателям газета «Жэньминь жибао» – официальное издание коммунистической партии Китая.
Капитал НБР составит $50 млрд, впоследствии он должен быть увеличен до $100 млрд. Взносы в оплаченный капитал будут равными, в сумме он составит $10 млрд, остальное – оплачиваемый по требованию. На первые шесть лет банк возглавит индиец Кундапур Ваман Каматх, ранее руководивший банком ICICI, а штаб-квартира разместится в Шанхае. Первые кредиты НБР должен выдать в апреле 2016 г., заявил Каматх (цитаты по Reuters). Пока портфель проектов не сформирован, основной упор скорее всего будет делаться на финансировании инфраструктуры, но мандат банка очень широк, подчеркнул он: «Мы – чистый лист бумаги».
Вскоре заработает и пул условных резервов. На этой неделе центробанки БРИКС в Москве подписали операционное соглашение, которое определяет условия взаимной поддержки стран-участниц в случае проблем у страны с долларовой ликвидностью. Крупнейший вклад в пул внес Китай – $41 млрд, Бразилия, Индия и Россия – по $18 млрд, ЮАР – $5 млрд. Страны БРИКС в случае проблем, вероятно, предпочтут обратиться за помощью к партнерам по объединению, чтобы получить ее на более выгодных условиях, указывал экономист Renaissance Capital Чарли Робертсон. Но пока обращений от стран БРИКС не предвидится, успокаивала на этой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Действующие международные финансовые институты также продолжают беспокоить страны БРИКС, несмотря на создание собственных альтернатив. Уфимская декларация призывает США наконец ратифицировать пакет реформ в МВФ, которые должны увеличить вес развивающихся рынков в фонде. Иначе это «подрывает доверие к фонду, его легитимность и эффективность», говорится в декларации.
Цель новых наднациональных структур, объединивших пять крупнейших развивающихся экономик, не в создании альтернативы МВФ и ВБ, а как раз в повышении давления на них, чтобы заставить их пойти на реформы и усилить свое присутствие в этих организациях, объясняла «Жэньминь жибао». Страны Запада часто говорят Китаю: «С нами или против нас», но он не с ними и не против них, считает сотрудник Центра изучения БРИКС при Фуданьском университете в Шанхае Чжу Цзецзинь: «Китай принимает существующий порядок дел и в то же время пытается его изменить. И для Китая будет лучше проводить эти изменения вместе с БРИКС, чем в одиночку» (цитата по Bloomberg). В экономике БРИКС доля Китая составляет почти две трети и продолжит расти – прогнозируемые МВФ темпы роста Китая в ближайшие годы будут в несколько раз выше, чем у остальных стран группы, за исключением Индии, которая тем не менее остается беднейшей страной (см. графики).
В ВБ не видят брошенного вызова и говорят о сотрудничестве и партнерстве с новыми институтами. «Предположение о соперничестве – это неверная постановка вопроса и неправильный подход, – рассказал в интервью «Ведомостям» вице-президент ВБ Педро Альба. – Ни о какой конкуренции тут речи не идет: развитие – это всегда win-win (взаимный выигрыш)». И если страны объединяются, чтобы ускорить и улучшить качество развития, то это можно только приветствовать, говорит Альба. К 2030 г. из крайней бедности должны выйти 1 млрд человек, достичь этого – большая задача, она важнее любых политических амбиций, это фактор, объединяющий всех, считает он. «Любой новый ресурс приветствуется и является хорошей новостью для каждого человека», – объяснял в интервью китайской бизнес-газете 21st Century Business Herald старший советник департамента экономического развития ВБ Отавиано Кануто.
К тому же потребности в финансировании инфраструктуры развивающихся стран составляют более $2 трлн ежегодно и вдвое превышают имеющиеся возможности всех источников финансирования, подсчитывала UNCTAD (см. графики). Банк развития БРИКС при стартовом капитале в $50 млрд сможет предоставлять кредиты на $3,4 млрд в год, посчитали в UNCTAD, тогда как ВБ в 2014 г. предоставил странам более $65 млрд, а за последние пять лет – около $320 млрд. Крупные проекты часто требуют участия и правительств, и наднациональных институтов – например, дорога от Китая до Балтики через Казахстан строилась с участием как России и Китая, так и консорциума международных организаций – и ВБ, и ЕБРР, и Исламского банка развития, – финансировавших часть проекта, приводит пример Альба: «Ни одна организация не потянула бы этот проект за счет только своих средств».
Помимо экономического неравенства между странами БРИКС существуют «противоречия в интересах и обиды», обусловленные различием политических систем, историей, культурой, из-за чего отношения участников группы, возможно, никогда не будут безупречными, писал в «Жэньминь жибао» директор НИИ экономики и управления Университета Тунцзи Ши Цзяньсюнь, выражая надежду, что стремление к реформированию мировой финансовой структуры станет объединяющим фактором.