Каких руководителей продолжают нанимать компании
Какие отрасли сейчас набирают менеджеров, несмотря на кризисКажется, что в кризис никто никого не ищет, процесс подбора замораживается, особенно на должности высшего уровня. Но это не так. За последний месяц стало ясно, что в ряде отраслей рекрутмент не только не остановлен, а, наоборот, активизировался и что есть немало горящих позиций, на которые компании ищут кандидатов, несмотря ни на что.
Самые активные наниматели – крупная продовольственная розница, включая электронную торговлю, логистика и отрасль информационных технологий. Не останавливается производство – не только пищевое и фармацевтическое, но и машиностроение, где контракты с заказчиками подписаны на 3–5 лет вперед (авиастроение, судостроение, энергетика). Речь идет о компаниях с численностью от 1000 сотрудников, потому что малый бизнес в большинстве своем не может себе позволить сейчас привлекать персонал.
Так у кого есть шансы получить предложения о работе в ближайший месяц – два? В первую очередь у директоров по развитию, нанимаемых в розничные сети, у операционных и коммерческих директоров, нанимаемых в розничные сети и логистические компании, у директоров по развитию в e-commerce. Опыт в развитии онлайн-каналов продаж – огромный плюс для кандидата. Востребованы и финансовые директора с опытом антикризисного управления в крупных компаниях, где внедрены современные IT-системы, а бизнес-процессы хорошо регламентированы.
Промышленные предприятия продолжают искать директоров заводов, способных обеспечить бесперебойное производство в условиях перебоев с поставками сырья и комплектующих, а также нестабильного финансирования.
Практически всем отраслям нужны директора по IT и операционной эффективности. В кризис стало очевидно, кто из руководителей соответствует своей роли и способен адаптировать бизнес-процессы к изменениям, а кто только производил впечатление успешного руководителя. Выдержавшие проверку кризисом могут рассчитывать на предложения о работе с прибавкой к прежней зарплате в 20–25%. Похожая ситуация с управленцами в производстве, но им, в отличие от IT-директоров, которые легко работают удаленно, вряд ли получится выйти на работу до середины или конца мая.
Меньше востребованы директора по персоналу, по маркетингу, административные директора, так как их функции при необходимости можно распределить между руководителями коммерческих блоков или даже передать собственникам бизнеса.
Идеальный кандидат в топ-менеджеры – руководитель, который успел поработать и в международных корпорациях (Coca-Cola, General Electric, Nestle, Samsung и т. п.), и в крупных российских компаниях типа «Северстали», Х5 Retail Group и подобных.
От него ждут, что он быстро разработает и реализует антикризисный план, а также сможет вовремя реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в стране и в мире в целом.
Руководитель должен быть способен эффективно управлять изменениями, организовывать работу удаленной команды, обеспечивать результат даже в самых сложных условиях и не терять позитивный настрой. Больше всего шансов у руководителей в возрасте 40–50 лет, так как они пережили не один кризис, понимают, как действовать, да и относятся к сложившейся ситуации спокойнее, нежели руководители помоложе.
Кандидат на должность высшего уровня должен сегодня владеть IT-инструментами, начиная от системы Zoom, в которой проходят дистанционные совещания, и заканчивая программами – менеджерами задач.
Основная часть вакансий все же связана с заменой неэффективных руководителей, а не с развитием новых направлений. В свою очередь компании стараются удержать лучших менеджеров, и менеджерам по подбору персонала приходится проявлять максимальную убедительность и изобретательность, чтобы уговорить их на переход в нынешние нестабильные времена.