Программы для IT-специалистов в российских вузах не успевают за изменениями рынка

Быстрее трудоустраиваются учащиеся частных курсов по программированию
В IT уже наметился тренд, когда большинство работодателей не публикуют требования к образованию в вакансиях для разработчиков
В IT уже наметился тренд, когда большинство работодателей не публикуют требования к образованию в вакансиях для разработчиков / Евгений Разумный / Ведомости

Лишь 15% выпускников вузов, которые обучались по IT-специальностям, «начинают свою карьеру сразу» после получения высшего образования, рассказала HR-директор «Яндекса» Дарья Золотухина на конференции по образованию и технологиям Yet Another Conference on Education. «Это происходит потому, что университетское образование не успевает за скоростью развития цифровых профессий и технологий», – полагает она.

Представитель пресс-службы «Яндекса» уточнил, что данные о готовности выпускников IT-направлений к работе сразу после окончания вузов предоставлены Институтом развития интернета (ИРИ). «Ведомости» направили запрос в ИРИ с просьбой подтвердить этот тезис, но пока не получили ответа. Представитель «Яндекса» сообщил на основании исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), что к концу 2021 г. 78% выпускников онлайн-курсов по IT «Яндекс практикум» нашли работу, из них 92% – в течение полугода после их окончания.

Декан факультета компьютерных наук ВШЭ Иван Аржанцев, выступая на конференции, признал, что вузы «консервативны» и невозможно «каждый год менять программы»: «Мы живем немного медленнее, чем промышленность и индустрия». Но директор Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета Илья Обабков отметил, что сами вузы могут оперативно предлагать инновационные программы в формате спецкурсов. При этом ректор Московского физико-технического института (МФТИ), экс-министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что сейчас для массовой работы в IT (программирование и кодирование) и вовсе не требуется высшего образования, «сейчас активно развивается среднее профессиональное». По его словам, для рутинной работы «не надо знать глубоко алгоритмы, но надо знать языки программирования».

А такие вузы, как МФТИ, «собирают сливки» среди выпускников школ (МФТИ, в частности, берет 1000 человек на 1-й курс бакалавриата) и готовят высококвалифицированных специалистов, которые отличаются «фундаментальной, беспрецедентно глубокой подготовкой в области математики, физики и компьютерных наук». «И чем выше уровень требований к людям, чем выше уровень задач, которые они решают, тем выше уровень образования, которое они должны получить», – отметил Ливанов. Он добавил, что студенты МФТИ уже с 1–2-го курса востребованы у работодателей. «Большая часть наших первокурсников – 75% – приезжает к нам из регионов, и стипендии, чтобы жить в Москве, им не хватает», – пояснил он. Поэтому университет и его партнеры предоставляют учащимся возможность работать без вреда для образовательного процесса. Например, с этого года работает Высшая школа программной инженерии «Яндекса» и МФТИ, студенты которой один день в неделю занимаются производственными задачами и зарабатывают, что не мешает образовательному процессу.

В Минобрнауки в ответ на запрос «Ведомостей» о возможности оперативной доработки программ сообщили, что всего на 2022–2023 гг. выделено 160 413 бюджетных мест для студентов по профилю цифровой экономики (на 532 места больше, чем в прошлом учебном году). При формировании контрольных цифр приема Минобрнауки совместно с Минцифры, ФСТЭК и региональными властями исходят из уже определенной кадровой потребности в специалистах, что позволяет обеспечить «технологический суверенитет страны». Сейчас программы по образовательным моделям «Введение в информационные технологии», «Информационные технологии и программирование» и «Системы искусственного интеллекта» разработаны совместно с ключевыми работодателями: АНО «Цифровая экономика», компанией «РТСофт», фирмой «1С», военно-промышленной корпорацией «НПО машиностроения», ПАО «Сбербанк», корпорацией Mail.ru, Ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта». Кроме того, «каждый вуз ведет разработку образовательных программ дополнительной профессиональной переподготовки».

При этом в IT уже наметился тренд, когда большинство работодателей не публикуют требования к образованию в вакансиях для разработчиков, сообщил «Ведомостям» представитель Superjob. Например, среди вакансий для программистов требование о наличии высшего образования содержат 25–30%. «Пожалуй, только госкорпорации и крупные компании с госучастием не спешат отказываться от этого требования, – отметил представитель компании. – Но чтобы построить карьеру в IT и вырасти до должности системного архитектора, руководителя IT-отдела, директора IT-департамента, высшее образование по-прежнему обязательное требование».