Почему россияне так не любят свою работу

Но ничего не предпринимают, чтобы ее сменить
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В пандемию и кризис доля работников, недовольных своей работой, выросла, следует из недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Среди опрошенных 1600 сотрудников оказалось 56% критиков, недовольных своим нанимателем и не рекомендующих другим к нему трудоустраиваться.

В других исследованиях цифры еще печальнее. По данным опроса 5000 респондентов, проведенного порталом «Работа.ру», 63% сотрудников не любят свою работу и хотели бы ее сменить.

НАФИ ежегодно замеряет индекс лояльности сотрудников к своим работодателям eNPS (Employee Net Promoter Score), который рассчитывается по ответам респондентов на вопрос об их готовности рекомендовать свое место работы друзьям или знакомым. Значение индекса представляет собой разницу между долей тех, кто рекомендует своего нанимателя (промоутеров), и долей тех, кто недоволен своим нанимателем и не рекомендует другим работать на него (критиков). По итогам 2020 г. eNPS составил -32 балла, что на 5 баллов хуже показателя 2019 г. (-27 баллов).

Однако недовольные пассивны. 71% всех респондентов – и сторонников, и нейтрально настроенных, и критиков – не собираются менять работу в ближайшие полгода. Но среди не желающих ничего менять (и не предпринимающих никаких усилий по поиску нового места) большинство (55%) составляют вовсе не сторонники, а сотрудники, которым не нравится их место работы.

Причины недовольства

В нашем собственном экспресс-исследовании доля недовольных оказалась меньше, но все равно была внушительной. По просьбе «Ведомостей» исследовательская компания Online Market Intelligence (ОMI) опросила 13 203 россиянина – пользователя интернета, трудящегося полный рабочий день, и 3280 работников с неполной занятостью. Почти четверть из них (22,3%) сообщили, что недовольны своей работой.

Почему? Как показал опрос, люди недолюбливают свою работу из-за низкой зарплаты (77% респондентов ответили так), отсутствия карьерных перспектив (46%) и плохого начальства (27%). Также 27% считают свою работу скучной, 20% убеждены, что нынешняя работа не соответствует их образованию, а 16% тяготятся тем, что их деятельность не приносит никакой пользы обществу.

В комментариях респонденты объясняли нелюбовь к текущей трудовой деятельности чрезмерной нагрузкой и переработками, стрессом, необходимостью выполнять работу за коллег и начальство без доплат, а также некомпетентностью руководства.

Многие респонденты также признавались, что не любят свою работу, но вынуждены ее выполнять ради зарплаты. Например, один респондент написал, что ради денег занимается тем, что ненавидит, – документами и финансами.

Очень часто, хотя и с разными формулировками, в ответах повторялись жалобы на неуважительное и несправедливое отношение начальства. Один из респондентов, например, написал, что начальство предъявляет высокие требования к подчиненным, но ничем не помогает им в выполнении задач и не озабочивается их рабочими проблемами.

Большая проблема российской корпоративной культуры – неуважение к труду и персоналу, отношение к людям как к разменной монете, полагает Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве России.

Причины пассивности

Среди недовольных работой респондентов 8% не собираются ее менять вообще, а 45% сейчас новое место не ищут, но планируют заняться поисками в будущем. Почему люди не спешат предпринимать активных действий, хотя их не устраивает нынешнее место? Самые популярные причины, по данным совместного опроса «Ведомостей» и OMI: сейчас менять работу рискованно (28% респондентов ответили так); вряд ли удастся найти работу получше (22%); в компании, несмотря на недостатки, не так уж плохо работать (12%); в отрасли, где заняты респонденты, везде примерно одинаковые условия труда и нет большой разницы между нанимателями (9%).

Юлия Молодницкая, директор по развитию бизнеса кадровой компании Unity, рассказывает, что многие кандидаты, исчерпавшие возможности для карьерного роста у своего нанимателя, изучают вакансии и потенциальных работодателей, но в большинстве случаев решают, что не стоит менять своего работодателя, не хотят рисковать и остаются в старой компании.

Недовольных удерживают от резких движений и нематериальные мотивы. Юлия Забазарных, партнер Kontakt Intersearch Russia, говорит, что многие сотрудники раздражены падением зарплаты, высоким стрессом и большой загрузкой после антикризисного сокращения штата, однако не уходят из организации, сознавая ответственность и не желая оголить свой участок работы.

Производительность труда

Если распространить выводы опросов на все население России трудоспособного возраста (75 млн человек в январе 2021 г., по данным Росстата), по самым скромным оценкам, получится, что в стране более 15 млн человек, по разным причинам недовольных своей работой. Насколько недовольные ухудшают производительность труда в компаниях?

Недовольные сотрудники не всегда приносят вред компании, полагает Андрей Онучев, лидер практики «Социология бизнеса» компании «Экопси консалтинг». По его подсчетам, обычно в компаниях около 10% сотрудников всегда негативно настроены и хотят уйти, но не уходят. Это скептики, которые создают внутреннюю оппозицию в организации, выражают другую точку зрения и тем самым стимулируют мыслительный процесс руководства, говорит Онучев.

Между вовлеченностью и производительностью труда нет прямой зависимости: человек может не любить работу, но трудиться добросовестно потому, что так воспитан, считает Святослав Бирюлин, гендиректор Sapiens Consulting. Вовлеченность и интерес, говорит он, важны на самых верхних ступенях в компании, а на более низких уровнях нужна правильная организация труда, которая позволит человеку хорошо работать даже в отсутствие внутренней мотивации. Он напоминает, что еще пять лет назад, задолго до пандемии, только 30% участников международных опросов говорили, что любят свою работу, 15% утверждали, что они свою работу ненавидят, а остальные относились к работе нейтрально, как к средству заработка.

Не выбраться из колеи

По данным совместного опроса «Ведомостей» и OMI, 22% респондентов не верят, что смогут найти место лучше, а каждый десятый считает, что все работодатели в его отрасли похожи друг на друга и выбирать не из чего.

В российской экономике, где большинство рабочих мест предоставляют государство и госкомпании, люди традиционно думают не о продвижении по службе, а о комфортном месте со стабильной зарплатой, говорит Борис Славин, профессор Финансового университета при правительстве России. По его мнению, и до пандемии возможности карьерного роста в частном бизнесе по экономическим причинам были ограничены, а в пандемию многие сотрудники частных компании вовсе потеряли стимулы для развития.

Система управления в российских компаниях не поощряет стремление сотрудников к карьерному росту: во многих организациях не ясно, как число рабочих мест соотносится с задачами бизнеса, что делает сотрудник на конкретном рабочем месте, каков его личный вклад в бизнес компании и какую пользу он способен принести в дальнейшем, рассуждает Виктория Петрова, председатель экспертного совета консалтинговой компании «Люди People». У сотрудников возникает убеждение, что их не ценят, не продвигают, как они того заслуживают, и недостаточно платят. В кризис недовольство только усилилось, а пойти некуда, компании в пандемию находятся в затруднительном положении, говорит Петрова.

Недовольство работой столь сильно потому, что в России слабо развит институт профессиональной ориентации и у сотрудников практически нет возможности повысить квалификацию или переучиться на другую специальность, полагает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. По ее словам, сейчас многие молодые специалисты в возрасте 25–30 лет понимают, что выучились не той профессии, которой хотели бы заниматься, или просто исчерпали свои возможности в той профессиональной сфере, где работают. Однако к этому времени у них уже семьи, дети, кредиты и ипотека. Финансовых резервов, чтобы уволиться и пойти учиться, нет. Тогда они приходят к работодателю с вопросом, что он может сделать для их профессионального развития. Но большинство российских работодателей не заинтересованы давать сотрудникам широкий спектр знаний, поскольку универсальный специалист с большой вероятностью уйдет из компании. Поэтому даже в корпоративных университетах сотрудников продолжают готовить по узким специальностям, лишая их возможности переориентироваться на другую профессию.

По словам Михаила Магрилова, партнера и руководителя практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России, даже ради профессии мечты будет непросто начинать все с начала, подчиняться сотрудникам моложе себя, согласиться на меньшую зарплату и проводить больше времени на работе, чтобы быстрее погрузиться в новую тематику. Поэтому чаще всего, говорит Магрилов, люди, однажды попав в колею неподходящей профессии, потом не могут ее оставить и начать все заново в другом месте и с другой специальностью.