Реально ли сейчас получить прибавку к зарплате

Какие аргументы помогают добиться увеличения зарплаты в пандемию
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

По просьбе «Ведомостей» исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) опросила 10 089 работающих интернет-пользователей. Мы изучали, по каким причинам недовольные сотрудники в пандемию обращались (или не обращались) с просьбами о прибавке, какие аргументы использовали и в каких случаях эту прибавку получали.

Опрос показал, что зарплатой недовольны 60% респондентов. 77,6% из 10 089 респондентов не просили в последнее время прибавки и только 18% обратились с просьбой (еще 4,4% затруднились ответить однозначно).

Почему так мало смелых? 24,5% респондентов, не вступавших в переговоры с работодателем об увеличении жалованья, уверены в безнадежности просьб (все равно откажут), а 23,4% полагают, что в пандемию у компании нет денег на увеличение зарплат.

Другой опрос, проведенный экспертами «HR Lab. – лаборатории HR инноваций» и платформы «Академия здоровья» для аналитического центра «Альфастрахование.Медицина», также показал, что неуместность просьб в нынешнее время ощущает чуть ли не половина персонала. Авторы опросили сотрудников 100 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год и выяснили, что половина (48%) из них стесняется просить руководство об увеличении зарплаты, так как такой разговор, по их мнению, неуместен во время пандемии. При этом около 34% опасаются, что руководитель найдет на их место сотрудника с более скромными зарплатными ожиданиями.

Набор аргументов

Для большинства просителей (53,9%) переговоры с работодателями закончились ничем – их зарплата осталась на прежнем уровне, по данным «Ведомостей» и OMI. А для 6,1% разговор о повышении зарплаты и вовсе завершился предложением уволиться.

Однако это вовсе не означает, что у обратившихся за прибавкой вообще нет никаких шансов. По данным совместного исследования «Ведомостей» и OMI, прибавку получили 16,1% сотрудников, в пандемию вступивших в переговоры с работодателем. Еще 21% респондентов жалованье не увеличили, но пообещали сделать это в будущем, когда кризис закончится.

Как респонденты обосновывали просьбы о прибавке? 46,1% указывали на тот факт, что их нагрузка и объем обязанностей в пандемию выросли (а значит, нужно привести зарплату в соответствие с нагрузкой). 39,1% опрошенных ссылались на то, что в период пандемии сотрудники, которые ходят на работу, подвергают опасности здоровье. 32,7% заметили, что их зарплата ниже рыночной, а 24,1% ссылались на семейные обстоятельства, 12,6% заявили работодателю, что готовы инициировать новый проект, а 7,6% говорили, что, если им не повысят зарплату, они уволятся.

Мы обнаружили, что в аргументации тех просителей, кто получил прибавку, и тех, кто получил отказ, были серьезные отличия.

Две стратегии

Оказалось, что получившие прибавку чаще пользовались такими аргументами, как рост объема работы (таких респондентов оказалось на 5,5 п. п. больше, чем просителей, чья зарплата после разговора осталась на прежнем уровне), и чаще предлагали новые проекты (на 6,4 п. п. больше).

При этом они реже упирали на риски для здоровья (респондентов, использовавших этот аргумент и получивших прибавку, было на 13,7 п. п. меньше, чем просителей, получивших отказ), на несоответствие зарплаты среднерыночной (на 12,6 п. п. меньше) и на трудные семейные обстоятельства (на 8,3 п. п. меньше).

39,1%

сотрудников, попросивших о прибавке к жалованью, ссылались на риски для здоровья из-за необходимости присутствия на работе в пандемию

Существуют две стратегии переговоров о повышении зарплаты, рассказывает основатель проекта «Зарплатный переговорщик» Андрей Носов. По его словам, сотрудник может потребовать немедленного повышения зарплаты, так как много работает и уже многого добился, но работодателей такие заявления не сильно впечатляют. Более эффективная стратегия – сказать, что не требуешь немедленного повышения (отметив, что на рынке за такую же работу платят больше). Сотрудник может предложить работодателю вместе подумать, какие еще обязанности он может на себя взять и какой результат получить. Тогда у работодателя будет время понаблюдать, как человек будет справляться, и понять, заслуживает ли он повышения зарплаты. Однако эти стратегии ограничиваются одним должностным уровнем, уточняет Носов, и сотрудник может просить о прибавке не более чем на 25–40%. Если речь идет о большей прибавке, работнику придется доказывать, что он достоин более высокой должности, где больше ответственности и обязанностей.

Точечные повышения

А что сами работодатели рассказывают о своей готовности повышать зарплаты в пандемию? По данным «Альфастрахования», более трети (34%) организаций готовы повышать зарплату ключевым и наиболее эффективным сотрудникам, 23% сообщили, что зарплаты в пандемию не повышали, но расширили соцпакет и приняли меры для дополнительной защиты здоровья сотрудников. Только 6% сообщили, что отказали бы сотрудникам в просьбах о повышении зарплаты.

По словам Маргариты Носовой, менеджера практики стратегического и операционного консалтинга KPMG в России, в пандемию у организаций появился отличный повод задуматься о том, какие сотрудники нужны компании больше, а какие меньше. Тем, кто действительно нужен, компании готовы поднимать зарплаты.

Однако в основном компании увеличивают зарплаты за счет премий, которые зависят от выполнения целевых показателей, а эти целевые показатели компании в пандемию начали корректировать, уточняет Нэда Сонгин, гендиректор Korn Ferry в России и СНГ. По ее словам, теперь компании все больше привязывают вознаграждения не к результатам команды или подразделения, а к результатам каждого сотрудника в отдельности и важности его участка работы для компании (трудится ли он в подразделениях по работе с клиентами или в поддерживающих подразделениях).

23,4%

сотрудников, не обращавшихся к работодателю с просьбой о прибавке к зарплате, объяснили свое нежелание тем, что у компании из-за пандемии и кризиса нет денег на повышение зарплат

Однако активнее других в пандемию пересматривали KPI (и вознаграждения) те компании, которые в сжатые сроки расширили каналы сбыта или набрали новых клиентов, замечает Елена Каминская, эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partner. По ее словам, многие из таких компаний увеличили вес KPI, связанных с онлайновыми продажами.

Зарплаты и страховки

«Ведомости» спросили 16 российских компаний из разных отраслей, повысили ли они в пандемию вознаграждения сотрудникам и изменили ли соцпакеты сотрудников. Ответили на запрос «Ведомостей» пять компаний, из них об увеличении зарплат в пандемию сообщили три: «Всеинструменты.ру», «Ашан» и Unilever. По словам Алеси Ракитиной, директора онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру» по эффективности персонала, с начала пандемии поток заказов значительно увеличился и стало не хватать рук для их обработки. Поэтому пришлось наращивать численность персонала. Если до пандемии в компании работало 3000 человек, то во II квартале были наняты дополнительно 1000 сотрудников, а в октябре – еще 1000 человек. Компания повысила зарплаты складским работникам на всех уровнях – операторам, бригадирам, старшим смены, руководителям группы участка, продолжает Ракитина. В среднем, по ее словам, повышение зарплаты составило 15–20%. Всем остальным категориям сотрудников компания сохранила зарплаты, которые были до пандемии, а кроме того, включила в пакет ДМС возможность сдавать тесты на COVID-19 и антитела к нему, поясняет Ракитина.

Ритейлер «Ашан», по словам представителя сети, дополнительно премирует сейчас работников торгового зала, кассиров, менеджеров и работников складов, на которых легла основная нагрузка во время пандемии. Компания Unilever в 2020 г. повысила зарплату фабричным сотрудникам, специалистам и менеджерам, рассказал представитель компании. «Ашан» также добавил в медстраховки сотрудников опции по психологическим консультациям, по вызову узких специалистов на дом и страховую выплату в случае смерти по заболеваниям, вызванным коронавирусной инфекцией.

Остальные компании сообщили только о расширении соцпакетов. Например, Ольга Филатова, исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке «Вымпелкома», рассказала, что во время пандемии компания добавила в медстраховки сотрудников телемедицину и бесплатную медицинскую помощь при заболевании COVID-19.

В целом пандемия научила компании большей управленческой гибкости, говорит Павел Безручко, управляющий партнер компании «Экопси консалтинг». Они не обещают индексировать зарплаты всем сотрудникам, а, чтобы сохранить бизнес, повышают жалованье только ключевым и самым востребованным сотрудникам, в отдельных случаях добавляя новые опции в пакет льгот, резюмирует Безручко.