Как научиться шутить на работе

И правильно использовать юмор в рабочих целях. Хотя работа обычно не располагает к шуткам
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Согласно исследованиям, сотрудники считают руководителей с чувством юмора более вдохновляющими и достойными восхищения – их оценки оказываются на 27 п. п. выше, чем у их более замкнутых коллег. У подчиненных таких руководителей на 15 п. п. выше показатели вовлеченности в работу, а их команды более чем в два раза чаще творчески подходят к решению задач – все эти факторы часто выражаются в росте производительности. Также исследования говорят о том, что даже такая простая вещь, как веселая приписка в конце коммерческого предложения – например, «Финальное предложение Х и ручная домашняя лягушка сверху» – может повысить конверсию на 18%. Даже примитивная шутка может принести вполне реальные деньги.

Разделенная с кем-то шутка усиливает чувство близости и доверия друг к другу. Например, если перед выполнением задания, в котором требовалось рассказать о себе незнакомому человеку, участники пять минут вместе над чем-нибудь смеялись, они были на 30 п. п. более откровенны друг с другом, чем те, кто сразу приступал к беседе. Даже воспоминания о совместном веселье повышают уровень удовлетворенности отношениями в паре на 23 п. п. Согласно исследованию Gallup, одним из основных факторов, влияющих на производительность сотрудников, является наличие на работе близкого друга – человека, с которым вы можете вместе посмеяться.

Так как же нам привнести больше юмора в работу?

Во-первых, поймите, что все мы обладаем уникальным чувством юмора и в нашей власти как отточить его, так и научиться более эффективно им пользоваться. Многие из нас считают, что если они не прирожденные шутники и стендап-комики, то нечего и пытаться рассмешить коллег. Мы боимся неудачно или плоско пошутить. Однако помните, что, согласно исследованиям, люди ценят любое проявление веселья и непринужденности, если оно никого не задевает и не оскорбляет. А этой границы придерживаться несложно.

Следующий шаг – понять, какой тип юмора присущ вам и окружающим. Все люди делятся на четыре типа:

стендапер – смелый, дерзкий, ради хорошей шутки может задеть за живое;

милашка – серьезный, сдержанный, шутит, чтобы поднять другому настроение;

снайпер – резкий, саркастичный, остроумный, мастер неожиданности;

магнит – экспрессивный, харизматичный, сам любит посмеяться.

Если вы не знаете, к какому типу принадлежите вы сами или ваши коллеги, пройдите наш тест на quiz.hunorseriously.com. Чем лучше вы будете разбираться в юморе, тем проще вам будет понимать обстановку и угадывать идеальное время для шутки.

Также вы научитесь минимизировать риск. Например, милашкам и магнитам стоит быть осторожнее с шутками, подразумевающими самоуничижение, ведь так они могут навредить своей репутации, а стендаперам и снайперам важно следить за тем, чтобы их шутки никого не оскорбили и не оттолкнули. Никогда не высмеивайте других и не выходите за пределы допустимого в рабочем контексте.

Затем освойте несколько простых юмористических приемов. Начните свою речь с чего-то привычного и затем резко сместите фокус на что-то необычное. Например, найдя что-то даже отдаленно забавным – скажем, тот факт, что вы понятия не имеете, во что на самом деле одеты люди, участвующие в совещаниях по видеосвязи, – воспользуйтесь техникой под названием «правило трех» и создайте короткий список из трех пунктов, последний из которых будет крайне неожиданным. Вы можете сказать нечто вроде: «Я так скучаю по офису: по тому, как мы болтали в комнате отдыха, как я оставлял коллегам ободряющие записочки на столах и носил что-то, кроме пижамных штанов».

Поиграйте с привычными средствами коммуникации – например, измените текст автоматического ответа на входящие письма в ваше отсутствие в офисе или стандартную подпись в конце письма: это поможет быстро и безопасно обогатить юмором рабочую среду. Приведем несколько понравившихся нам примеров: «Я за границей с самым нестабильным WiFi, который вы только можете себе представить... Я отвечу на ваше сообщение 10 июля, когда приеду в Нью-Йорк, где данные текут как подземный ручей», «С уважением, ваш покорный и не усыпающий от кофеина...»

Позвольте себе немного остроумия в общении с потенциальными клиентами и партнерами. Основательница и генеральный директор Spanx Сара Блейкли так впервые обратилась к главному байеру из Neiman Marcus – она отправила ему туфлю и записку, написанную от руки: «Пытаюсь пробиться к вам в магазин; есть минутка поболтать?» (Отсылка к идиоматическому выражению to get one’s foot in the door, что в буквальном переводе значит «просунуть ногу в дверной проем», т. е. сделать первый шаг, подступиться с предложением или просьбой. – HBR)

Наконец, присоединяйтесь к веселью, разворачивающемуся вокруг вас. Например, когда один из сотрудников отдела маркетинга в компании по производству модной обуви Allbirds сказал генеральному директору Джоуи Звиллинджеру, что к концу довольно вялого лета 2016 г. компания все же может добиться продаж в $1,25 млн, тот в шутку поспорил с ним: проигравший должен был купить в офис машину для приготовления ледяных коктейлей из замороженного розового вина (фрозе). Конечно, финансовая цель была достигнута, машина куплена, а сотрудники начали собираться на коктейльные вечеринки по пятницам.

Пандемия унесла жизни миллионов людей и многих оставила без работы. Неужели сейчас подходящее время для смеха? Да. Мы уверены, что лидеры, встречающие этот новый непонятный мир с юмором, лучше других помогают своим сотрудникам адаптироваться в нем. Руководитель, попросившая свою пятилетнюю дочь сделать для нее таблички, чтобы показывать во время встреч («Каковы наши следующие шаги?», «У вас отключен микрофон»); генеральный директор, «случайно» забывший выключить функцию трансляции своего экрана на всю компанию во время собрания в Zoom и вбивший в Google запрос «вдохновляющая речь генерального директора в трудные времена»; топ-менеджер, предложившая коллегам снимать танцевальные видео в TikTok и делиться ими с остальными, – все эти лидеры демонстрируют, что юмор – и человечность – приветствуются в рабочей обстановке, особенно в трудные времена.

Об авторах: Дженнифер Аакер – профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета; Наоми Багдонас – лектор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь