Как подготовиться к возвращению в офис
Пять рекомендаций, как снизить стресс и быстро включиться в работуКарантинные ограничения во многих странах отменяются, и компании начинают возвращать людей в офисы. Многие этому рады, потому что устали сидеть дома, но, если вас это скорее тревожит, знайте: вы не одни. 70% участников опроса, проведенного PwC, сказали, что не скучают по офису, и у этого есть несколько главных причин. 51% респондентов говорят, что дело в первую очередь в страхе подхватить вирус. Другие также боятся пользоваться общественным транспортом, а кому-то не с кем оставить дома детей.
Эти страхи вполне рациональны и предсказуемы. Как бы сложно нам ни было переходить на удаленную работу, возвращаться в офис будет еще сложнее. Дело отчасти в том, как наш мозг справляется с неожиданными изменениями. Несколько месяцев назад, когда мы начинали работать из дома, у нас почти не было прецедентов. Никто не знал, как превратить столовую в офис, а кухню или подвал в учебный класс для ребенка. Мы как будто потерялись в неизвестности, и нас захлестнул адреналин, придав нам креативности и изобретательности. В конце концов мы адаптировались к новым условиям. Творческий подход – это всегда приятно, даже если он вызван необходимостью и стрессом. Когда мы впервые решаем незнакомую задачу, то чувствуем гордость – не только за сам результат, но и за то, что смогли преодолеть свой страх и неопытность.
Но, возвращаясь в офис, мы рассчитываем встретить там знакомую рутину. У нашего мозга есть режим автопилота: готовые решения, которые помогают нам справляться с рутинными задачами с минимальными усилиями. Именно благодаря ему мы можем доехать до офиса и сами этого не заметить. Но теперь, когда ваш мозг попытается перейти на автопилот, он натолкнется на изменившуюся реальность. Новое место для парковки, проверка температуры на входе, переставленный рабочий стол, 1,5 м до соседа по очереди за кофе, маски – вот только несколько возможных нововведений, которые будут противоречить вашим ожиданиям. Может быть, вы привыкнете к ним за 10 секунд – но на каждое перестроение все равно нужны огромные умственные усилия, и в первые недели их придется совершать довольно часто.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовиться к возвращению в офис, свести стресс к минимуму и адаптироваться как можно быстрее.
Контролируйте свою тревожность
Возможно, вы хотите спрятать свое волнение и проявить оптимизм и уверенность перед лицом неизвестности – а может быть, и сами не догадываетесь, как плохо скрываете свои чувства. Если у вас есть хоть немного тревоги по поводу возвращения в офис, вы можете скрывать или показывать ее, но главное – обращайте на нее внимание и найдите, с кем ее можно обсудить. Если не хотите говорить об этом с начальником, обратитесь к кому-нибудь из отдела персонала, сходите к терапевту.
Неосознанная тревожность может привести к проблемам как со здоровьем, так и с важными отношениями. Например, у вас может появиться бессонница, склонность к перееданию или желание всегда строго соблюдать правила, чтобы сохранить какое-то чувство контроля. Сотрудница одной из компаний так волновалась после возвращения в офис, что начала контролировать, чтобы все строго соблюдали правила ношения масок, – конечно, остальных это только раздражало. Какую бы форму ни принимал ваш дискомфорт, всегда старайтесь осознавать его и справляться с ним.
Наберитесь терпения и будьте гибкими
Вероятно, правила изменятся еще не раз. Компания должна адаптироваться к новой информации и меняющимся условиям, иногда импровизируя на ходу и ошибаясь. Сохраняйте терпение и гибкость, чтобы при каждом таком изменении не раздражаться и не нервничать. Постарайтесь не думать, что ваше начальство само не знает, что делает. Когда компания учится чему-то новому, это, как правило, хорошо, даже если приходится приспосабливаться на ходу.
Скорее всего ваш мозг будет и дальше искать знакомые маршруты, которые можно пройти на автопилоте, и вы удивитесь, как быстро он приспособится к новым условиям. Но постарайтесь не расслабляться слишком быстро. Например, всего через три дня после того, как вы привыкнете к новому времени начала работы, оно может измениться снова. Будьте к этому готовы, и тогда подобные изменения не будут вас так раздражать.
Наконец, проявите сочувствие к своему начальнику, особенно если вам кажется, что он не слишком хорошо справляется с работой. Поймите, что начальству тяжело вдвойне: оно должно не только привыкнуть к новым условиям само, но и помочь вам. Пока мы не разберемся, как теперь нужно жить и как сохранять продуктивность и безопасность, всем нам нужны дополнительная эмпатия и гибкость. Будьте уверены: когда все приспособятся к новым условиям, жить станет проще.
Поймите, чего от вас ждут другие
Мы склонны вешать на людей ярлыки, чтобы избавиться от неприятного чувства неопределенности, причем чем хуже мы понимаем ситуацию, тем быстрее вешаем ярлыки и тем примитивнее они становятся. Это касается всех – и начальников, и простых сотрудников. Но люди могут прийти к неправильным выводам о ваших способностях, потребностях и мыслях. Исправляйте их ошибки: при необходимости старайтесь вежливо, но твердо постоять за себя. Например, если вы пока не знаете, с кем оставить детей или как организовать их обучение, скажите об этом начальнику и, если нужно, попросите гибкий график. А если вы боитесь за свое здоровье, вежливо выскажите свои опасения – но так, чтобы они не выглядели ультиматумом или обидой.
Если вы руководитель, ваши сотрудники думают, что вы знаете все о новых правилах и протоколах, так что будут задавать вам вопросы, хорошего ответа на которые не существует вовсе. Постарайтесь всегда отвечать на них честно – ведь это залог хорошего руководства. Заранее предупреждайте сотрудников обо всех новых изменениях и объясняйте им, что вы делаете, чтобы оставаться в курсе событий. Разберитесь с чужими ожиданиями, чтобы они не стали еще одной проблемой, ведь у вас и без того хватает проблем.
Радуйте коллег
Один из лучших способов сгладить возвращение в офис – сделать жизнь сотрудников приятнее. Заводите разговоры, которые позволят сотрудникам проявить легкомыслие. Например, одна компания решила обсуждать на еженедельных собраниях проблемы и неожиданные радости удаленной работы – эту практику легко перенести и в офис. Забавные и воодушевляющие истории могут заново объединить коллектив. Покажите сотрудникам, что вы делаете все возможное, чтобы никто не чувствовал себя одиноко, – и они будут вам благодарны.
Придумайте креативную замену объятиям и рукопожатиям, которыми вы так привыкли обмениваться. Когда кто-нибудь нечаянно забудет надеть маску или у кого-то включится старый автопилот, не ругайте его, а по-доброму посмейтесь над ситуацией. Если ваш коллектив не слишком сплочен, воспользуйтесь случаем, чтобы перейти на новый уровень доверия. Все это не избавит вас от стресса борьбы с пандемией, но сделает жизнь чуть приятнее – сначала для других, а в потом и для вас самого.
Помните о главной задаче
Каким бы ни оказалось будущее, в нем будет множество новых возможностей и проблем – и многие из них будут у вас под контролем. У каждого из нас свое будущее: наши успехи и неудачи не всегда будут совпадать с чужими. Но что нам точно подвластно, так это собственная реакция на изменения и то, как мы поддерживаем других. И если вы чувствуете, что теряете оптимизм, постарайтесь его вернуть.
Например, задумайтесь вот о чем: «Если через год меня спросят, как пандемия COVID-19 изменила меня к лучшему, как бы я хотел ответить?» Какие бы неприятности вы ни пережили, реакция на них зависит только от вас. Думайте о новых возможностях каждый день, чтобы подпитывать от них свою надежду, когда она вам нужна.
Мы живем в беспрецедентное время и пока не можем даже представить, как эта пандемия изменит мир. Впереди нас ждут не только проблемы, но и множество уникальных возможностей, и от каждого из нас зависит, какую роль мы сыграем в этой истории. Значение слова «вместе» менялось во время эпидемии уже много раз и теперь, когда мы возвращаемся в офисы, изменится снова. Что вы сделаете для того, чтобы оно оказалось более позитивным?
Об авторе: Рон Каруччи – соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по управлению изменениями, автор восьми книг
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь.