Что компаниям делать с арендуемыми офисными площадями
Три сценария, как улучшить организацию офиса и при этом сэкономитьПока одни сотрудники московских офисов считают часы до возвращения на рабочие места, а другие с ужасом представляют, как снова придется спускаться в метро, боясь заразиться, руководители бизнеса решают, что делать с офисными пространствами.
По данным исследования JLL, только 20% российских сотрудников готовы вернуться в полноценный офисный режим, 6% опрошенных предпочли бы совмещать офисную работу с работой из дома, а 21% – приезжать в офис только на рабочие совещания. Ряд международных компаний, среди которых Google и Facebook, планируют отпустить сотрудников работать из дома минимум до конца этого года. У работодателей есть пространство для маневра. Офисная аренда является одной из основных статей расходов у большинства организаций наряду с фондом оплаты труда. Оптимизация затрат сейчас необходима для выживания бизнеса, и главы компаний будут вынуждены принимать решения, как лучше организовать офисы после окончания пандемии и при этом сэкономить. Есть три возможных сценария.
1. Сокращение рабочего пространства без переезда. Снизить расходы, сократив арендуемые офисные площади, в первую очередь смогут компании с высокой мобильностью сотрудников. Еще до пандемии они редко бывали в офисе, проводя большую часть на встречах за его пределами. В новой реальности держать постоянные места для таких сотрудников просто неэффективно. Сохранить пустующие места в офисах – все равно что пустить деньги на ветер. Чтобы этого избежать, необходимо ввести удаленную работу и продумать новое сокращенное офисное пространство, внедрив незакрепленные рабочие места.
Важно учитывать, что многие сотрудники могут не захотеть вернуться в офис самостоятельно. Так, по данным исследования Zippia, 75% бэби-бумеров и 50% миллениалов в США предпочли бы продолжить работу из дома, получив больше автономии, самостоятельности в планировании рабочих часов и избавившись от необходимости тратить время на дорогу и многочасовые совещания. Если подобное желание сотрудников не противоречит взглядам владельцев на организацию деятельности, можно использовать его на благо компании.
2. Трансформация офиса и внедрение новых стилей работы с сохранением площадей. Внедрив новые стили работы – домашний офис и незакрепленные рабочие места, – можно освободить площади, от которых не обязательно отказываться совсем, если средства позволяют. Эти площади можно трансформировать в переговорные и пространства для совместной работы, телефонные будки и комнаты для перезагрузки. Подобный подход подойдет компаниям, сотрудники которых занимаются творческими видами деятельности, например медийным и технологическим компаниям. Так, Microsoft обновила офис в России и внедрила незакрепленные рабочие места еще три года назад, сделав его местом «не только для работы, но и для жизни». Для работников, привыкших за несколько месяцев к домашнему уюту, возвращение в такие офисы будет максимально комфортным.
Как безболезненно трансформировать офис и внедрить новый стиль работы?
Изучите мнение руководителей и линейных сотрудников.
Определите масштаб программы изменений, решив, какие отделы могут участвовать в ней и в какой степени. Тогда у вас появится точное понимание, кто и сколько времени может работать удаленно, это позволит рассчитать коэффициент совместного использования рабочих мест.
Составьте план реализации изменений, сценарии перехода на новые стили работы и разработайте планировку пространства. Так, при переводе части сотрудников на удаленный режим отпадет необходимость в закрепленных рабочих местах.
Чтобы переход на новый стиль работы был плавным, необходимо составить план коммуникаций с сотрудниками на всех его этапах, начиная с решения о внедрении.
Разработайте правила работы из дома и руководство по использованию незакрепленных мест. Подготовьте список советов по организации работы удаленных сотрудников для руководителей.
После перехода на новый стиль работы можно сократить площадь офиса и, соответственно, снизить затраты на аренду или заняться перепланировкой офиса в более комфортное пространство, где всем будет хватать места для разных видов деятельности.
3. Переезд из центра. Компаниям, бизнес которых распределен по городу, поможет сэкономить переезд из центра – частичный или полный. Дополнительные офисы станут одним из способов повышения эффективности подобной организации. Возможны два варианта: сохранение небольшого пространства в центре и создание небольших офисов за его пределами либо переезд из центра. Первый вариант – новшество на рынке офисной недвижимости, а перенос офиса за пределы ТТК – характерное явление последних лет. Например, штаб-квартира KFC давно находится на Войковской, Adidas – в Крылатском, а «Почта России» недавно заявила о планах переезда в бизнес-центр «ВЭБ арена» у станции МЦК Зорге. Не стоит исключать вариант размещения части сотрудников в гибких офисах, предложение которых продолжит увеличиваться.
Помните, что только комплексный анализ ситуации позволит и повысить эффективность использования офиса, и вовлечь сотрудников в процесс, сделав их счастливыми пользователями пространства. А компания достигает цели – оптимизирует расходы на аренду.