Как правильно искать работу в пандемию через знакомых

Пять советов опытного рекрутера
Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

Кризис, вызванный коронавирусом, привел к росту безработицы во всем мире. Десятки миллионов людей нуждаются сегодня в трудоустройстве.

В начале 1970-х гг. американский социолог Марк Грановеттер исследовал, как люди находят работу. Изучая соискателей, относящихся к высококвалифицированным, техническим и управленческим кадрам, Грановеттер обнаружил, что большую часть хороших рабочих мест люди находят через знакомых, рассказавших о вакансии или порекомендовавших их внутри организации-работодателя.

Однако важно понимать, какие из ваших личных контактов самые полезные. Грановеттер обнаружил, что более велика вероятность найти работу через знакомых, с которыми вы не контактируете близко и работаете в разных сферах. Он обозначил это явление выражением «сила слабых связей». Другие исследователи подтвердили, что разветвленная сеть личных контактов – лучший инструмент для поиска новой работы. Вы могли познакомиться с этими людьми в своем квартале, вузе или даже в отпуске, где пересеклись один раз. Проработка этих связей – единственная стратегия трудоустройства, которая позволит вам получить отличную должность в сложные времена.

Создайте список контактов. В первые 20 лет работы консультантом по поиску руководителей я старался каждый день помогать хотя бы одному человеку, который оказался без работы или хочет ее сменить. Я встретился примерно с 4000 соискателей, причем со многими из них – в Аргентине, экономика которой в 2001 г. пережила дефолт и ее годовой ВВП упал на 30%. Вот что я советовал в те страшные дни: «Составьте список из 100 человек, с которыми у вас слабые связи, никак с ними не контактируя».

Возможность того, что каждый из этих людей поможет найти идеальную работу, мала, и нужно сделать много попыток. Можно включить в список бывших начальников, коллег и преподавателей, консультантов, адвокатов, аудиторов, поставщиков, клиентов. Некоторые будут потенциальными работодателями, другие – источниками информации.

Далее расставьте людей в списке на основании двух факторов – насколько привлекательны возможности, которые могут от них исходить, и насколько они готовы вам помочь.

Выходите на связь. Я не стану советовать в первую очередь выйти на связь с человеком, возглавляющим ваш список. Начните лучше с десятой строчки. Наберитесь уверенности в переговорах с людьми, которыми вы меньше дорожите, и затем начните общаться с самыми многообещающими знакомыми. Постарайтесь проработать первые 30 строк своего списка не более чем за неделю или две.

Вы должны откровенно сказать, почему вы вышли на связь, какую должность хотите получить и что можете предложить. Люди, у которых есть положительный опыт работы с вами, с большей вероятностью помогут вам, но не смогут этого сделать, если не узнают, на что вы рассчитываете.

Завершение процесса. Принимая решение, когда закончить поиск работы среди знакомых, вы можете совершить две ошибки. Если знакомых, к которым вы обратитесь, будет слишком мало, вы, вероятно, не найдете ни одной возможности. Если их будет слишком много, вы можете потратить драгоценное время на менее привлекательные возможности. Ключ к успеху – остановиться, когда полученных наводок хватит для того, чтобы ваши шансы трудоустроиться были высоки.

Как правильно оценивать эти возможности? Просто рассуждайте. Если вы один из трех претендентов на должность, вышедших в финал отбора, ваши шансы на успех составляют 1/3, т. е. 33%. Некоторые наводки могут оказаться настолько ненадежными, что только одна из 50 приведет к трудоустройству. Это 2%-ная вероятность. Однако вам не стоит отбрасывать даже такие возможности!

Финишная прямая. Общаясь с потенциальными работодателями, следуйте стандартным советам по трудоустройству. Обновите резюме и позаботьтесь о том, чтобы оно выделялось на общем фоне. Перед интервью ознакомьтесь с передовыми практиками. Подготовьтесь, чтобы рассказать о себе и ответить на вопросы. Найдите светлую комнату с хорошим освещением и примите в расчет специфические проблемы, которые могут возникнуть во время онлайн-интервью.

Возможностей стало больше. Не забывайте, что практические условия для поиска новой работы улучшились. Большая часть работодателей может провести собеседование с вами виртуально. Если вы трудоустроены и работаете из дома, вы можете сколько угодно контактировать с работодателями, не объясняя, почему вам надо отлучиться из офиса.

Вероятно, кризис дал вам шанс найти отличную работу. Если вы будете следовать описанному выше процессу, эта вероятность станет очень высокой.

Об авторе: Клаудио Фернандес-Араос – научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса, автор книги It’s Not the How or the What but the Who (Harvard Business Review Press, 2014; российское издание – «Окружи себя лучшими», МИФ, 2016). Более 30 лет работал в фирме Egon Zehnder, специализирующейся на поиске руководящих сотрудников, в качестве партнера и члена исполнительного комитета

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь.