СМИ узнали об угрозе срыва сроков покупки акций «Роснефти» на $9 млрд
undefinedУчредитель и председатель совета директоров китайской компании CEFC China Energy Company («Хуасинь») Е Цзяньмин попал под следствие, сообщает деловое издание Caixin. Собеседник агентства Reuters, знакомый с ситуацией, подтвердил эти сведения. Китайское издание напоминает, что ранее компания со штаб-квартирой в Шанхае согласилась купить акции «Роснефти» на $9,1 млрд - теперь журналисты опасаются, что сделка может быть вновь отложена из-за того, что CEFC не сумеет найти банк для получения кредита на оплату части суммы по договору.
Bloomberg указывает, что после сообщений о расследовании в отношении топ-менеджера китайской компании акции ее подразделений, торгующихся на бирже, резко упали в цене по итогам утренних торгов. Так, акции торгующейся на Шэньчжэньской фондовой бирже CEFC Anhui International после открытия потеряли 9% и несколько раз вплотную приближались к рубежу остановки торгов - 10%. Бумаги торгующейся в Гонконге CEFC Hong Kong Financial Investment рухнули сразу на 32%.
Официальный представитель CEFC отказался комментировать агентству расследование в отношении Цзяньмина, заявив лишь, что компания изучает появившиеся в СМИ сообщения. Почему власти Китая заинтересовались работой предпринимателя, Caixin не уточняет.
Осенью 2017 г. CEFC привлекла внимание журналистов, объявив о решении купить 14%-ную долю в «Роснефти» за $9,1 млрд. Сделка стала крупнейшем приобретением для нефтяной отрасли Китая за рубежом с 2012 г. В своем заявлении CEFC тогда называла себя крупнейшей частной нефтегазовой компанией с доходами в $40 млрд, в которой работают около 50 000 сотрудников.
Bloomberg отмечает, что CEFC с момента своего основания в 2002 г. превратилась из «неясного конгломерата», сосредоточенного главным образом на рынке стран бывшего Советского Союза, в заметного игрока на мировой энергетической сцене. За прошедшие годы компания активно приобрела активы, включая хранилища, терминалы, нефтеперерабатывающие заводы и месторождения, а также новые финансовые подразделения. Быстрый рост китайской компании вызывал вопросы о том, насколько она близка к правительству и как финансировала свою экспансию, уточняет агентство. Лабан Ю, аналитик из Jefferies Group LLC из Гонконга, подтвердил агентству, что быстрое расширение CEFC заставляло задуматься о происхождении средств компании. «Никто пока не ответил на этот вопрос», - рассуждает он, замечая, что теперь «пришло время разобраться в этом».
В феврале швейцарский трейдер Glencore в своем отчете объявил о том, что ожидает завершения продажи 14,16% акций «Роснефти» консорциумом, в который входят катарский фонд QIA и Glencore, китайской «Хуасинь» в первом полугодии 2018 г. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин тогда обещал, что сделка будет закрыта до конца 2017 г., но затем ее отложили. В январе 2018 г. стало известно, что большую часть суммы - $5 млрд - китайская компания планирует получить от ВТБ под залог всего пакета акций, остальную - у китайского госбанка развития CDB. Glencore и QIA после продажи пакета сохранят 0,5 и 4,7% акций «Роснефти» соответственно.