«Роснефть» продолжает завоевывать Китай
Уже в этом году поставки туда достигнут около 20% добычи и 30% экспорта госкомпанииМы в этом году поставим в Китай 40 млн т, – рассказал 19 октября главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. – А в следующем году добавим еще 10 млн т. И так будем поставлять ближайшие пять лет». Резкий прирост будет достигнут благодаря контракту с новым партнером госкомпании – китайской CEFC. «Роснефть» поставит CEFC China Energy по 10 млн т нефти в год в течение пяти лет, сообщил исполнительный директор CEFC Ли Юнг.
Контракт стороны заключили еще в начале сентября, когда Сечин в составе делегации президента России Владимира Путина ездил в Китай. Тогда же CEFC договорилась о выкупе у Glencore и катарского инвестфонда QIA 14,16% «Роснефти» за $9,1 млрд.
До сих пор «Роснефть» и CEFC условия контракта на поставку нефти не раскрывали. Они лишь отмечали, что соглашение «приведет к увеличению прямых поставок нефти на стратегический рынок КНР». Близкий к «Роснефти» человек уверяет, что цена поставок рыночная. Предусматривают ли поставки нефти предоплату, ни он, ни представитель компании не говорят.
Китай давно уже крупнейший клиент «Роснефти», говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но теперь за два года поставки вырастут почти в 1,5 раза. В 2016 г. госкомпания отгрузила туда 34,5 млн т. Получается, что уже в этом году на китайский рынок будет поставлено почти 20% от добычи «Роснефти» и 32% от экспорта.
Сечин также отметил, что сейчас «Роснефть» и CEFC готовят дополнительный «контракт о сотрудничестве», но его подробности он не уточнил. Лишь рассказал, что он будет более долгосрочным. При этом новые договоренности не должны повредить прежним контрагентам (например, CNPC), отметил Сечин, с ними «Роснефть» продолжает работать.
Хватит ли у «Роснефти» сырья для исполнения обязательств? «Нефти у компании хватит», – ответил на это Сечин. Эксперты «Ренессанс капитала» уверены, что добыча компании в 2017 г. вырастет на четверть до 260 млн т, а к 2021 г. – еще на четверть до 325 млн т.
Кроме того, одновременно с началом поставок нефти CEFC у «Роснефти» заканчивается пятилетний контракт с Glencore и Vitol от 2012 г. на поставку 67 млн т нефти с предоплатой на $10 млрд, следует из отчетности «Роснефти».
Другой вопрос, как доставить столько нефти до Китая. Управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев указывает, что можно увеличить прокачку через Казахстан. «Роснефть» рассматривает возможность увеличить экспорт в Китай через Казахстан с 10 млн т в 2017 г. до 18 млн т, писало Reuters со ссылкой на свои источники. «Транснефть» рассматривает возможность увеличить пропускную способность нефтепровода ВСТО с текущих 60 млн до 80 млн т в год уже к 2021 г., напоминает Вахрамеев.
Эксперты называют правильной ставку «Роснефти» на Китай, хоть и считают риском высокую зависимость от крупнейшего клиента. Китай – крупнейший рынок для многих отраслей и этот риск нивелировать сложно, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. Правда, можно играть на внутренних противоречиях, что и делает «Роснефть»: среди ее клиентов и госкомпания (CNPC), и частный трейдер (CEFC Energy). В среднесрочной перспективе Китай остается крупнейшим мировым потребителем нефти, но есть риск, что потребление все же будет снижаться, добавляет Габуев. На съезде ЦК компартии Китая была утверждена цель – решить к 2035 г. все экологические проблемы страны, а это означает увеличение доли электротранспорта и, как следствие, снижение потребления бензина. Этот фактор нельзя не учитывать, отмечает эксперт.
За рынок Китая ведут борьбу все крупнейшие производители нефти мира, напоминает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Нефть становится продавать все труднее, рынки перенасыщены. Страны Юго-Восточной Азии сейчас едва ли не единственная точка роста спроса на нефть, и в них пытаются зайти все, начиная с Саудовской Аравии и Ирана и заканчивая США. В этих условиях иметь в лице Китая такого партнера, который готов покупать сырье в большом количестве, для «Роснефти» очень положительный момент», – считает Нестеров. В перспективе «Роснефть» постарается увеличить свое присутствие на рынках Индии, Индонезии и Таиланда, это позволит несколько диверсифицировать портфель поставок, предполагает Нестеров. «Кроме того, Китай сейчас является стратегическим партнером России в целом. Увеличение поставок российской нефти в Китай – это стратегически важное решение. Оно позволяет поддерживать интерес Китая к сохранению торгово-экономических отношений на государственном уровне», – говорит Нестеров.