Собственник аэропорта Калининграда не исполняет обязательств
Реконструкция аэровокзального комплекса задерживается. Вопрос о «Храброво» может быть вынесен на федеральный уровеньСобственник оператора аэропорта «Храброво» в Калининграде не исполняет обязательства по реконструкции аэропортового комплекса. Об этом заявил сегодня губернатор региона Николай Цуканов. Он сказал, что владельцы аэропорта не исполняют свои обязательства, взятые несколько лет назад, объясняя это некачественной проектной документацией (его цитирует «Интерфакс»).
В 2012 г. «Аэроинвест» (аффилирован с холдингом «Синдика», которым владеет сенатор Арсен Каноков) выкупила 74% акций ЗАО «Аэропорт „Храброво“». Тогда же компания обязалась вложить 2,4 млрд руб. в реконструкцию «Храброво» и заключила инвестиционное соглашение с региональным правительством. Заказчиком реконструкции аэровокзального комплекса является ЗАО «Аэропорт „Храброво“», инвестором - ООО «Аэроинвест». Совладельцем ЗАО «Аэропорт „Храброво“» вместе с «Аэроинвестом» является ВЭБ - госкомпании принадлежит 25%.
«На конец месяца мы назначили совещание, на которое пригласили господина Канокова. Рассчитываем, что он подъедет и будет понимание, каким образом они будут нагонять этот провал. Если будет необходимо, вынесем этот вопрос на площадку правительства России», - заявил он. По его словам, вопрос реконструкции аэропорта будет включён в повестку дня комиссии по социально-экономическому развитию Калининградской области, которая пройдет под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева в сентябре.
Как сообщил «Ведомостям» представитель министерства развития инфраструктуры региона, проект реконструкции здания аэровокзала «Аэропорт "Храброво"» был разработан ОАО «ПИи НИ ВТ «Ленаэропроект». Положительное заключение Госэкспертизы по объекту «Реконструкция аэровокзала «Аэропорт „Храброво“» было выдано 13 марта этого года. В начале мая заказчик ЗАО «Аэропорт „Храброво“» получил от Росавиации разрешение на строительство. «Заказчик планирует в мае текущего года развернуть работы по дальнейшей реконструкции аэровокзального комплекса», - пояснил «Ведомостям» представитель министерства.
Однако уверенности в том, что эти планы реализуются, нет. Как заявил Николай Цуканов, у властей региона нет связи с представителями инвестора строительства. «Мы общаемся на уровне исполнителей, не можем найти главного владельца, акционера этой компании. Пытались искать, к сожалению, месяц назад назначили совещание, наверное, у него есть другие очень важные вопросы, он владелец других аэропортов», - цитирует главу региона портал «Новый Калининград». Представитель министерства развития инфраструктуры пояснил, что правительство Калининградской области не является заказчиком реконструкции аэропорта и не наделено полномочиями по контролю за деятельностью компаний, которые осуществляют реконструкцию. «Вместе с тем, правительством области систематически осуществляется мониторинг хода строительства данного объекта», - пояснил представитель министерства.
Собеседник «Ведомостей» в Министерстве развития инфраструктуры сказал, что в 2013-2014 гг. была проведена консервация и усиление незавершенного строительства здания аэровокзала, а также устройство дорожного покрытия части территории и другие работы. Это было еще до разработки проекта реконструкции аэровокзала. В выполнении работ принимала участие подрядная организация ООО «Акын Озай», которая привлекала субподрядные организации, в том числе ООО «Столица». Правительство области располагало информацией, полученной от генерального директора ООО «Столица», о невыполнении договорных обязательств генподрядной организацией ООО «Акын Озай» «в части взаиморасчетов за выполненные работы в рамках первого этапа консервации незавершенной строительством части здания аэровокзала аэропорта „Храброво“». Уведомление об этом правительство направляло заказчику - генеральному директору ЗАО «Аэропорт „Храброво“».
Связаться с представителями ООО «Столица» и ООО «Акын Озай» не удалось. Представители «Аэроинвеста» и приемной Арсена Канокова не ответили на запрос «Ведомостей».
В начале декабря прошлого года сообщалось, что аэропорт модернизируют к чемпионату мира по футболу 2018 г. Должна увеличиться его пропускная способность, длина ВПП и количество стоянок для самолетов. Тогда реконструируемый аэровокзал «Храброво» осмотрели министр спорта Виталий Мутко и губернатор Калининградской области Николай Цуканов. Представители ЗАО «Аэропорт "Храброво"» сообщали министру, что во время первого этапа реконструкции предусмотрено сооружение 25 стоянок для воздушных судов. Этот план должен был быть исполнен к 2016 г. К ЧМ-2018 количество стоянок будет увеличено. Также будет увеличена протяженность взлетно-посадочной полосы, что позволит повысить ее класс. Будут проложены новые рулежные дорожки, поставлена новая система навигации. Планировалось, что в 2018 г. в аэропорту будут работать 56 пунктов досмотра, что позволит довести пропускную способность до более чем 1000 пассажиров в час.
Губернатор Калининградской области заверил министра, что строители получат поддержку от правительства региона и уложатся в график реконструкции. Полное завершение работ намечено на ноябрь 2016 г.
«От этого плана нам отступать нельзя. Уже принято решение, что в 2016 г. мы проведем в регионе крупный международный музыкальный фестиваль, аналогичный "Новой волне". Аэропорт должен будет принимать не только регулярные пассажирские рейсы, но и чартерные самолеты. Это мероприятие станет для нас серьезным экзаменом перед проведением ЧМ-2018», - сказал Николай Цуканов (цитата по «Интерфаксу»).
В этом году пассажиропоток в аэропорту Калиниграда может вырасти за счет субсидирования перелетов на этом направлении. В начале мая Росавиация сообщила, что готова к началу реализации программы субсидирования перевозок пассажиров между Калининградом и европейской частью России. Полеты в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга будут выполняться с 15 мая до 15 октября. Заявки на участие в Программе подали шесть авиаперевозчиков: «Аэрофлот», Red Wingds, S7 Airlines, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и «Трансаэро». Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на программу в 2015 г., составляет 420,27 млн руб. Всего в 2015 г. планируется обслужить более 190 000 пассажиров.
В середине декабря аэропорт получил еще одно преимущество — режим «открытого неба». Этот режим позволяет любой иностранной авиакомпании летать в Калининград: в обычном случае это могут делать только назначенные перевозчики. Решение действует три сезона - лето 2015 г. (режим начнет действовать в конце марта), лето 2016 г. и зиму 2015/16 г.
В середине июня прошлого года была утверждена новая федеральная целевая программа развития области. По ней на реализацию инфраструктурных проектов - в число которых входит реконструкция аэропорта "Храброво" - было предусмотрено 93 млрд руб.