Филипп Мажистретти: «Инвестиции в Кран-Монтану сделают свое дело»

Президент компании – оператора подъемников Кран-Монтаны рассказывает о новой жизни одного из старейших люксовых курортов Швейцарии
Филипп Мажистретти, президент СМА, компании – оператора подъемников Кран-Монтаны и Аминоны/ CMA

Кран-Монтана вновь расцветает: инвесторы из разных стран вкладывают сюда сотни миллионов долларов. Их привлекает удобное географическое положение (180 км от Женевы, 220 км от итальянского аэропорта Мальпенса), отличный климат (Кран-Монтана считается одним из самых солнечных мест в Швейцарии) и славная история длиной в 126 лет.

Пионеры Кран-Монтаны

Подобно многим горным курортам, которые начали застраиваться с нуля как места активного отдыха и здравницы, у Кран-Монтаны есть документально подтвержденный день рождения: 17 июня 1893 г., когда была официально открыта первая гостиница – Hotel du Park.

Идея ее строительства на плато на высоте 1500 м над уровнем моря с видом на долину Роны и город Сьерр принадлежала Луи Антию и Мишелю Зюфферею (у последнего уже был отель Bellevue в Сьерре).

В конце XIX в. это место, где теперь проживает около 11 000 человек, было совершенно безлюдным. Партнеры купили 3 га земли и в 1890 г. начали строить отель. Все необходимые материалы доставлялись вьючными животными из долины.

Первый клиент заселился в Hotel du Park – очевидно, еще не достроенный – 2 февраля 1892 г., им оказался... бразилец Октавио да Силва, который приехал в будущий люксовый курорт по горной тропе верхом на ослике – так же, как доставлялись стройматериалы, рассказывает Паскаль Тюрр в книге Crans-Montana. Un autre regard.

Антий и Зюфферей были настоящими подвижниками и пионерами, но подлинную славу курорту, который тогда назывался просто Монтана, создал женевский доктор Теодор Стефани, который открыл практику в Hotel du Park в 1896 г. Услуги доктора, лечившего легочных и прочих больных, стали столь популярны, что неизбежно привели к конфликту: здоровые постояльцы стали возражать против засилья больных в отеле. Доктор Стефани был вынужден съехать и в 1898 г. открыл в Монтане (на деньги кантона Женева) санаторий Beauregard. (Позже аналогичные санатории построили кантоны Берн, Люцерн и Вале – все четыре работают до сих пор.) В новом здании доктор развернулся на полную, и о его методе «аэросеротуберкулиногелиотерапии» заговорили по всей Европе, пишет Тюрр.

Расцвет, упадок, подъем

На свет Стефани съезжались и другие доктора, медицинская слава Монтаны росла – как и весь населенный пункт. Рядом с Монтаной появилось новое поселение – Кран, где останавливались родственники больных, приезжавших на лечение. В 1911 г. был построен 4,2-километровый фуникулер – «самый длинный в Швейцарии», соединивший Сьерр с возникшим над ним новым курортом – Кран-Монтаной.

Благодаря англичанам турниры по гольфу в Кран-Монтане появились еще раньше, чем горнолыжные соревнования: гольф-поле на девять лунок было построено в 1906 г., два года спустя оно стало 18-луночным. А первые горнолыжные соревнования состоялись в Кран-Монтане в 1911 г., и победил в них – правильно, англичанин, Сесил Хопкинсон: все лыжники стартовали одновременно, у победителя спуск с ледника Plaine Morte c высоты около 2750 м до Монтаны (1500 м) занял... 61 минуту.

Филипп Мажистретти

президент СМА, компании – оператора подъемников Кран-Монтаны и Аминоны
Учился в медицинской школе Женевского университета и Гарвардской медицинской школе (диплом по специальности «рентгенолог»). Защитил диплом по специальности «аналитическая философия» в Женевском университете и диплом МВА в бизнес-школе IMD (Лозанна)
1982
рентгенолог в Женевском кантональном госпитале
1986
после окончания бизнес-школы IMD начинает работать в инвестбанках
1994
гендиректор Credit Agricole Lazard Financial Products Bank (Лондон)
2006
управляющий директор Renaissance Investment Management
2008
возглавил инвестфонд Seveneast, с 2016 г. фокусирующийся на инвестициях в здравоохранение
2009
занял пост президента компании СМА
2017
занял пост президента клиники CM Clinic в Кран-Монтане, в 2019 г. также стал президентом крупнейшего местного агентства недвижимости One Crans Montana

Первая мировая война превратила Кран-Монтану в Вавилон: здесь проходили лечение французские, бельгийские, нидерландские, русские офицеры и солдаты (во Франции воевал 20-тысячный русский корпус). C окончанием войны в жизни курорта начался новый этап: Кран стал обретать популярность как курорт для активного отдыха, его территория стремительно застраивалась и благоустраивалась. С 1920 г. на курорте начали регулярно устраивать соревнования по керлингу, с 1925 г. – по фигурному катанию.

Подъем Кран-Монтаны продолжался до начала Великой депрессии. Которая была усугублена Второй мировой войной: тогда по приказу Берна под картошку распахали даже часть гольф-поля, ссылается Тюрр на данные местных архивов.

После окончания войны туристы и инвесторы вернулись в Кран-Монтану. И к своему 100-летию курорт подошел в прекрасной форме, приняв чемпионат мира и финал кубка мира по горным лыжам, в промежутке между этими событиями было открыто еще одно гольф-поле – по проекту великого гольфиста Джека Никлауса.

Третья молодость

В 2013 г. у Кран-Монтаны наступила третья молодость – когда чешский миллиардер Радован Витек, сделавший состояние на операциях с недвижимостью, стал акционером компании Remontees mecaniques de Crans-Montana Aminona (CMA), управляющей подъемниками курорта.

По данным швейцарского издания Le Temps, портфель объектов недвижимости компании Витека CPI стоит 8 млрд евро, она является крупнейшим владельцем офисных площадей в Берлине. Витек купил жилье в Кран-Монтане в 2003 г., 10 лет спустя стал акционером СМА, а в 2015 г. выкупил контрольный пакет. Потому что понимал, что компания, управляющая подъемниками, – хребет любого горного курорта и без хороших подъемников ни один курорт процветать не будет. А у Витека на Кран-Монтану очень большие планы. «Когда вы готовы инвестировать 200 млн франков в гостиничный проект, вы хотите, чтобы подъемники были на высоте. Но один из них был старше меня. Требовалось их обновить», – объяснял Витек в интервью Le Temps в 2018 г.

Концепция чешского миллиардера – предложить гостям, приезжающим в Кран-Монтану, полный спектр услуг: транспорт, размещение, подъемники, спуски и рестораны на них. Поэтому в дополнение к СМА Витек скупил десятки апартаментов на курорте, агентство недвижимости One, через которое собирается эти апартаменты сдавать, более половины ресторанов на склонах. Думает строить две гостиницы и новые подъемники. Чех уже вложил в швейцарский курорт больше 120 млн франков и не собирается на этом останавливаться.

Управление компаниями Витека в Кран-Монтане осуществляет Филипп Мажистретти – дипломированный доктор-рентгенолог, который 35 лет назад сменил белый халат на костюм инвестбанкира. С тех пор выпускник Женевского университета и бизнес-школы IMD успел поработать в инвестбанках Лондона, Нью-Йорка и даже Москвы, а часть заработанного вложил в Кран-Монтану. В 2000 г. Мажистретти вошел в совет директоров СМА, в 2009 г. стал ее президентом и сохранил свой пост после того, как владельцем компании стал Витек. И не просто сохранил пост в СМА, а еще и вошел в совет директоров головной компании Витека CPI. В последние годы Мажистретти начал инвестировать в здравоохранение, и в 2017 г. они с Витеком открыли клинику в Кран-Монтане.

Операция без госпитализации

Еще один проект Радована Витека и Филиппа Мажистретти в Кран-Монтане – клиника Summit, которая открылась в 2017 г., но на полную мощь заработала год назад.  «Мы полагаем, что Кран-Монтана вполне может стать и направлением медицинского туризма. Особенно это важно в межсезонье», – говорит Мажистретти. Для клиники закупалось самое современное оборудование, инвестиции составили 15–20 млн франков, добавил директор Summit Анри Мажистретти. Клиника предлагает различные виды косметических и медицинских процедур, вплоть до легких хирургических операций, но принципиальная особенность Summit в том, что в ней нет палат: процедуры и их сложность разработаны таким образом, чтобы клиент в тот же день был способен отправиться домой. «Так намного дешевле и комфортнее для клиентов», – объясняет Филипп Мажистретти.

Их пример побуждает и других инвесторов вкладывать в Кран-Монтану, поскольку цена недвижимости на курорте растет. Бразильская предпринимательница Нати Фелли совместно со своим мужем, уроженцем Кран-Монтаны, вложили в 5-звездочный отель и комплекс резиденций Guarda Golf 120 млн франков.

В 2017 г. в Кран-Монтане началось возведение первого горного отеля знаменитой сети Six Senses. Инвесторы называют его «крупнейшей стройплощадкой в Швейцарских и Французских Альпах»: отель общей площадью 26 600 кв. м, в котором будет 47 люксов и 17 апартаментов (выставляемых на продажу), должен открыться до конца 2021 г.

Но в отношениях Витека с местными властями не все шло гладко. «CMA – это 2% активов CPI, но 80% головной боли», – цитирует миллиардера Le Temps. В апреле 2018 г., в разгар пасхальных праздников и в то время, когда курорт был заполнен туристами, Витек приказал остановить подъемники в Кран-Монтане, шокировав этим всю Швейцарию. Причина конфликта была в том, что Витек не смог договориться с тремя миноритарными акционерами – муниципалитетами Кран-Монтана, Иконь и Лан. Местные власти настаивали, что все подъемники должны работать весь сезон, даже при минимальной нагрузке, – чтобы не раздражать туристов. Витек не возражал, но хотел, чтобы власти компенсировали ему убытки в низкий сезон. Когда договориться не удалось, бизнесмен решился на крайнюю меру.

Тот конфликт давно улажен, и с тех пор взаимодействие СМА и местных властей самое конструктивное, уверил «Ведомости» президент СМА Мажистретти.

– CPI стала контролирующим акционером компании CMA в 2015 г. Как за эти годы изменилась СМА и весь курорт – что построила ваша компания?

– Многое: новые подъемники, сноупарк, новый спуск Piste des Dames... Мы надеемся, что инвестиции в Кран-Монтану сделают свое дело. Потому что пока Кран-Монтана – менее известное направление, чем Санкт-Мориц, Церматт и даже Вербье. При том что зоны катания у нас сопоставимые. Поэтому мы думаем, что продвижение Кран-Монтаны имеет первостепенное значение, и очень живо дискутируем по этому поводу с Агентством по развитию туризма и с муниципалитетами. Если у нас будет адекватное продвижение, сразу возрастет и загрузка средств размещения, ресторанов и подъемников. У нас очень амбициозные планы: увеличить загрузку на 30%. Но продукт должен соответствовать ожиданиям гостей: апартаменты, подъемники, рестораны.

На мой взгляд, главная проблема позиционирования Кран-Монтаны – в неопределенности. Исторически позиционирование курорта – семейное: по причинам не маркетинговым, но демографическим: люди покупали здесь недвижимость, у них рождались дети и внуки. Поэтому теперь нам необходимо определить нашу цель, наше позиционирование и наш бюджет.

– Сколько всего инвестировала CPI в Кран-Монтану – подъемники, рестораны, агентство недвижимости?

– Больше 120 млн франков: в подъемники, рестораны, апартаменты. С 2015 г. мы выкупили десятки апартаментов, отремонтировали их и выставили на рынок.

Компания прибыльная, наш позитивный поток наличности – 5–6 млн франков.

Remontees mecaniques de Crans-Montana Aminona (CMA) S.A.

Компания – оператор подъемников Кран-Монтаны и Аминоны

Акционеры: CPI Property Group – 83,4%, коммуна Кран-Монтана – 9,5%, коммуна Лан – 14,13%, частные лица – 2,2%, Compagnie de Chemin de Fer et d’Autobus Sierre-Montana Crans S.A. – 1,63%, коммуна Иконь – 0,3%.
Финансовые показатели (2018 г.):
выручка – 21,859 млн швейцарских франков,
чистая прибыль – 4,601 млн франков.
Общее число подъемников – 20.
Количество снежных пушек низкого давления – 75.
Площадь трасс, оборудованных снежными пушками, – 65 га.
Площадь трасс, обрабатываемых ратраками, – 220 га.

– Но в 2017 г. у вас был убыток в 36 млн франков.

– Причина – финансовые транзакции. Оборот СМА – около 21 млн франков. Наша цель – 27–28 млн.

Мы хотим привлекать не только зимних туристов, но и летних – они тоже пользуются подъемниками.

– Как раз сегодня я обсуждал эту тему с двумя жителями Кран-Монтаны, с которыми мы оказались на одном подъемнике: 20–30 лет назад горнолыжные подъемники зарабатывали в первую очередь зимой. Что теперь?

– А это как раз та цель, над которой мы работаем совместно с агентством по развитию туризма. Пока наш пиковый сезон – декабрь – март.

– Группа СМА владеет уже больше 50% ресторанов на склонах. Есть желание скупить все рестораны на склонах?

– По посадочным местам в ресторанах на склонах у нас уже 80%. Но мы не хотим быть монополистами.

– На какой стадии находятся проекты двух ваших отелей?

– Мы направили проекты на одобрение и теперь ждем разрешения. Так как первый проект очень большой – 100 номеров, – разрешение должна выдать не только коммуна, но и кантон.

Во втором проекте что-то идет быстрее, что-то медленнее: уже есть разрешение, но нет [оформленной сделки продажи земельного участка]. Однако нет сомнений, что мы будем инвестировать в это направление.

– Сколько у вас уже апартаментов в собственности?

– Десятки. Хотим дойти до сотни. Плюс мы работаем с апартаментами, которые нам не принадлежат, но которые мы сдаем.

– Владелец банка «Уралсиб» Владимир Коган хотел построить новый люксовый курорт по соседству с Кран-Монтаной – в Аминоне. В 2013 г. швейцарские СМИ сообщали, что проект Village Royal предполагает строительство средств размещения на 1100 мест и потребует инвестиций в 650 млн франков. Планировалось соединить зоны катания Кран-Монтаны и Аминоны общим подъемником. Но в июне 2019 г. Владимир Коган умер. А в сентябре того же года коммуна Кран-Монтана сообщила, что «проект Aminona Luxury Resort продолжает развиваться» и его новый инвестор – сын Владимира Когана Евгений. «Обновление документации по строительству позволило доработать проект, в том числе с консультациями двух партнерских гостиничных групп», – отчиталась коммуна. У вас какие-то новости по этому проекту есть?

– Последний раз я встречался с сыном Владимира Когана полтора года назад. Он был со мной очень любезен, обсуждая новый подъемник и новый отель ски-ин/ски-аут. Но с тех пор ничего не произошло.

– Можете ли вы объяснить причину конфликта вашей компании с муниципалитетами Кран-Монтаны, Иконя и Лана, который привел к остановке подъемников в 2018 г.?

– Он уже исчерпан. Проблема была в том, например, что мы организовали подъемники для начинающих горнолыжников. Они вообще нерентабельны, но невозможно себе представить горный курорт без таких подъемников. Так что мы были обречены договориться. (Смеется.)

– Перед началом зимнего сезона 2019/20 ваша компания объявила о том, что выходит из программы Magic Pass, которая позволяет кататься по единому ски-пассу на разных курортах франкоязычной Швейцарии. Гендиректор СМА Максим Коттэ тогда объяснил причину этого решения так: «Magic Pass приносила нашей компании почти 10 млн франков в год, но одновременно изменила структуру наших доходов. До Magic Pass мы в среднем получали 20% доходов от предпродаж и 80% – от продаж в сезон. То есть погода напрямую влияла на наши доходы, которые колебались между 15 млн и 25 млн франков в год. Magic Pass снизила эту волатильность доходов, но ограничила их потолок 21 млн франков, в то время как наша точка безубыточности составляет 23 млн франков». Но что вы предлагаете взамен?

– Больше половины наших клиентов – швейцарцы. Мы ориентированы на динамическое ценообразование, в зависимости от спроса. Поэтому мы отказались от Magic Pass и в декабре представили новую тарифную линейку ски-пассов для катания в Кран-Монтане.

– На ваш взгляд, каковы главные вызовы для Кран-Монтаны как туристического направления?

– Он один – международное позиционирование Кран-Монтаны: продукт есть, [осталось его правильно продвинуть].

– В прошлом году бывшие партнеры Витека из США подали на него в суд, требуя компенсацию в $3 млрд за то, что он якобы осуществлял сделки и обогащался без их ведома, писала Le Matin Dimanche. Эти судебные претензии как-то влияют на бизнес СМА?

– На деятельность компании [СМА] они никак не влияют. Наши адвокаты уверены, что у них нет никаких шансов [выиграть].

– Не кажется ли вам, что местная пресса – ксенофобская? Она очевидно не любит Витека, даже качественные СМИ часто критикуют его, не приводя веских аргументов.

– На мой взгляд – гораздо более обывательский, чем ваш, – единственные издания [во франкоязычной части Швейцарии], которые профессионально оценивают ситуацию, – это Le Temps и Bilan. Один журналист меня спросил о моем отношении [к чешскому инвестору], а я ответил, что если я поэт Кран-Монтаны, то должен стать приятелем мсье Витека. (Смеется.) Бесспорно, если европейский лидер и инвестор такого уровня приходит сюда, чтобы инвестировать, – это отлично!

Кран-Монтана