Нефтяники могут выплатить в бюджет почти 16 млрд рублей по демпферу на бензин

Но при учете компенсаций по дизтопливу компании все равно останутся в плюсе
Один из ключевых факторов, влияющих на размер выплат по демпферу, – это величина экспортной альтернативы (нетбэк)
Один из ключевых факторов, влияющих на размер выплат по демпферу, – это величина экспортной альтернативы (нетбэк) / Сергей Ермохин/ТАСС

Демпфер на бензин в декабре 2022 г. может снизиться относительно ноября на 10 300 руб./т и перейти в отрицательную зону – минус 6140 руб./т. Об этом говорится в обзоре «Петромаркета» от 13 декабря, который есть у «Ведомостей». Отрицательный демпфер означает, что нефтекомпании будут не получать компенсации из бюджета, а выплачивать средства государству. По расчетам Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), нефтяники могут отдать бюджету 15,7 млрд руб. по демпферу на бензин за этот месяц.

Демпферный механизм в нефтяной отрасли начал действовать в 2019 г., чтобы сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке. Если экспортные цены бензина и дизеля выше, чем цены на внутреннем рынке, то государство компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) часть этой разницы, чтобы стимулировать их не повышать цены в стране. В противном случае нефтекомпании – владельцы НПЗ перечисляют часть своей сверхприбыли в бюджет. Летом 2022 г. механизм был скорректирован – с 1 сентября 2022 г. и до 2025 г. в формуле будет учитываться скидка на Urals к эталонной Brent.

В обзоре «Петромаркета» отмечается, что сценарий отрицательного демпфера может реализоваться, если стоимость нефти и моторных топлив на рынке Северо-Западной Европы, а также курс доллара к рублю сохранятся на уровне 9 декабря до конца месяца.

«Петромаркет» поясняет, что на торговой неделе с 5 по 9 декабря фьючерсы на Brent на бирже ICE упали на 11,1% до $76,1/барр., что стало самым низким значением с конца декабря 2021 г. Спотовые цены на Brent снизились на 10,5% до $76,2/барр. При этом дисконт на Urals к Brent в течение недели колебался в диапазоне $25–30/барр.

По данным биржи ICE, февральские фьючерсы на Brent 15 декабря торговались по $82,8/барр. Официальный курс доллара от ЦБ на 9 декабря составлял 62,57 руб., а на 16 декабря – 64,3 руб.

Демпфер на дизель в последнем месяце 2022 г. снизится почти вдвое, но все равно останется в положительной зоне, следует из обзора. Он может сократиться в месячном выражении на 8440 руб./т и составить 9840 руб./т. Демпфер на авиакеросин также упадет относительно ноября на 5740 руб. до 4370 руб./т. Но в отличие от демпфера на бензин и дизель выплаты по керосину получают авиакомпании, а не производители нефтепродуктов.

Моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы за неделю также значительно просели в цене, причем «ощутимо больше», чем нефть, говорится в обзоре. Крек-спред (разница цен за баррель нефти и нефтепродуктов, произведенных из него) на бензин снизился с 5 по 9 декабря на 45,4% до $71/т, крек-спред на дизель сократился на 16,3% до $174/т, а на авиакеросин – на 16,8% до $302/т.

Так рынок отреагировал на опубликованный 5 декабря индекс деловой активности в секторе услуг США, поясняет «Петромаркет». В ноябре 2022 г. он вырос на 2,1 п. п. до 56,5 п. п. по сравнению с октябрем. Это вызвало опасения, что ФРС продолжит повышать процентную ставку, что вызывало риски замедления экономики США и снижения спроса на нефть.

По расчетам ИРТТЭК, при этом за дизтопливо НПЗ получат из бюджета по демпферу 47,1 млрд руб. «Соответственно, баланс выплат [по демпферным расчетам за бензин и дизель в декабре] составит 31,4 млрд руб. в пользу нефтяников», – поясняет эксперт ИРТТЭК Кирилл Родионов.

Выплаты в бюджет по механизму демпфера могут произойти впервые 2021 г., когда, по данным Минфина, государство получило от компаний совокупно 12,5 млрд руб. в январе и 2,8 млрд руб. в феврале соответственно. При этом в 2022 г. были зарегистрированы рекордные выплаты из бюджета по демпферу: за 11 месяцев этого года нефтяники получили порядка 2,1 трлн руб., что втрое больше, чем за весь 2021 год.

«Ведомости» направили запросы в Минфин и пресс-службы крупнейших нефтекомпаний.

После начала СВО и усиления антироссийских санкций основные импортеры нефти и нефтепродуктов из РФ ввели эмбарго на них. США и Великобритания ввели санкции в марте 2022 г., эмбарго Евросоюза на морские поставки нефти из России вступило в силу 5 декабря, а аналогичное эмбарго на поставки нефтепродуктов начнет действовать 5 февраля 2023 г. Также в отношении российской нефти с 5 декабря начал действовать потолок цен в $60/барр., а потолок цен на нефтепродукты вступит в силу одновременно с эмбарго ЕС (его размер пока не определен).

В результате российские компании начали перенаправлять поставки нефти и нефтепродуктов с европейского рынка в Азию, где основными покупателями стали Индия и Китай. Россия продает свою нефть с дисконтом к Brent, который на пике весной приближался к $35/барр., а к осени снизился до $25/барр.

Один из ключевых факторов, влияющих на размер выплат по демпферу, – это величина экспортной альтернативы (нетбэк), поясняет Родионов. Последние полтора месяца этот показатель сокращался и по бензину, и по дизелю. Например, с 8 по 12 декабря, по данным биржи СПбМТСБ, нетбэк по бензину находился ниже индикативной внутренней цены, которая учитывается в расчетах по демпферу (55 200 руб./т).

Нетбэк на летний дизель также снизился за этот период (по данным на 13 декабря, 68 071 руб./т), но остался выше индикативной цены (52 250 руб./т). Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов добавил, что демпфер на бензин может стать отрицательным в декабре в том числе из-за расширения дисконта на Urals.

По мнению Родионова, в январе 2023 г. импортеры будут закупать больше топлива из России в преддверии эмбарго, что поддержит цены на бензин и дизель в Евросоюзе. В результате выплаты по демпферу могут вернуться к уровню ноября 2022 г., когда нефтяники получили из бюджета 145,6 млрд руб., отметил эксперт. Галактионов, наоборот, видит высокие риски отрицательного демпфера в ближайшее время.