Росстат зафиксировал активный рост цен на дизтопливо
Этому способствуют переход на зимний дизель и рост экспорта в преддверии эмбарго ЕССтоимость дизельного топлива на российских заправках за последний месяц значительно выросла, следует из данных Росстата, опубликованных 13 декабря. Согласно статистике ведомства, с 14 ноября по 12 декабря средние цены на дизель в России выросли на 3,6% до 57,83 руб./л. При этом стоимость бензина в рознице оставалась стабильной – 50,85 руб./л, рост составил символические 0,1%.
Затраты АЗС с начала 2022 г. значительно выросли из-за увеличения поддерживающих инвестиций в инфраструктуру, стоимости коммунальных услуг и зарплат персонала («Ведомости» писали об этом 1 декабря). Многие заправки «работают практически с нулевой рентабельностью», сетовали источники «Ведомостей» после совещания в Минэнерго по мерам повышения рентабельности сетей АЗС, прошедшего в середине ноября. Аналитики тогда говорили о необходимости индексация цен на топливо.
«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и ФАС, а также в крупнейшие нефтяные компании.
С начала года средние цены на дизтопливо и бензин в целом по России были достаточно стабильными. Розничные цены на бензин колебались в пределах 50,5–51 руб./л, а дизеля – 54,4–55,6 руб./л. Небольшие всплески цен на дизтопливо наблюдались в феврале (+0,55 руб. к январю) и октябре (+0,6 руб. к сентябрю), но рост не превышал 1%. С начала года дизель в рознице подорожал на 8%, а бензин – на 0,9%.
Розничные цены на дизтопливо в Москве за последний месяц росли быстрее, чем в целом по России, следует из данных Московской топливной ассоциации (МТА). С 14 ноября по 12 декабря стоимость горючего увеличилась на 5% (или на 2,73 руб.) до 57,72 руб./л. Наиболее резкий рост цен на дизтопливо пришелся на неделю с 14 по 21 ноября: +1,35 руб., или 2,5%, до 56,34 руб./л. По данным Росстата, дизель в Москве за последний месяц подорожал на 4,6% до 57,44 руб./л.
Стоимость Аи-92 и Аи-100 в Москве, по данным МТА, росла менее чем на 1%, а цена 1 л Аи-95 незначительно снизилась за отчетный период.
После начала СВО и усиления антироссийских санкций европейские страны и США начали отказываться от нефти и нефтепродуктов российского происхождения. Санкции США и Великобритании были приняты в марте, а эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России вступит в силу 5 февраля 2023 г. Одновременно планируется ввести потолок цен на них. В октябре минфин США сообщал, что предлагается установить два потолка цен: для более дорогих и более дешевых видов нефтепродуктов, например для дизтоплива и нафты.
В результате экспорт нефтепродуктов из России за 10 месяцев 2022 г., по данным консалтинговой компании Б1, снизился на 150 000 барр./сутки по сравнению со средним значением 2021 г. и составил 685 000 барр./сутки («Ведомости» писали об этом 6 декабря). Несмотря на заявления ЕС об отказе от российского топлива, РФ остается крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в регион с долей 44%. Поставки в дружественные страны, не вводившие санкции против России, выросли с 820 000 барр./сутки в январе до 1,42 млн барр./сутки в сентябре.
Также российские компании увеличили отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок. По данным Минэнерго, поставки за 10 месяцев 2022 г. выросли на 30% в годовом выражении до 41,6 млн т («Ведомости» писали об этом 9 ноября). Отгрузки бензина увеличились лишь на 5% год к году до 31,8 млн т, по расчетам министерства.
В пресс-службе Минэнерго пояснили «Ведомостям», что в зимний период цены на дизтопливо меняются сильнее, чем на бензин, из-за перехода на зимние сорта горючего. Он отметил, что спрос на топливо на внутреннем рынке полностью обеспечен предложением, в том числе по зимнему дизелю, а колебание цен на АЗС «существенно ниже инфляции» (11,86% в годовом выражении). По итогам 2022 г. Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 12,4%. Ситуация с запасами топлива в России стабильная, они составляют 1,6 млн т бензина и 3–3,1 млн т дизтоплива, добавил собеседник.
Цены на топливо в 2022 г. растут ниже инфляции из-за насыщения внутреннего рынка нефтепродуктами и удовлетворения потребительского спроса, говорит представитель ФАС. «В сложившейся ситуации и с учетом конъюнктуры рынка предпосылок для существенного роста стоимости нефтепродуктов в настоящее время не наблюдается. Также отсутствует дефицит топлива», – сказал он.
Заместитель гендиректора по реализации ООО «Газпром газонефтепродукт холдинг» Дмитрий Миронов сказал «Ведомостям», что резкого роста цен реализации нефтепродуктов на сети АЗС «Газпром» не было и не ожидается. «В декабре розничные цены бензина практически не изменились, цены на дизельное топливо выросли менее чем на 2%, что связано с переходом на реализацию зимних сортов», – отметил он.
История с подорожанием дизтоплива при переходе на зимние сорта повторяется ежегодно, замечает источник в нефтяной компании. Для производства зимнего дизеля требуются специальные присадки, которые по большей части импортные, что и приводит к росту себестоимости горючего, поясняет он.
Аналитики соглашаются, что рост цен на АЗС вызван сезонным фактором спроса на морозоустойчивое дизтопливо, производство которого примерно на 25% дороже летнего. Они также отмечают рост экспорта этого вида топлива в преддверии эмбарго ЕС. Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк добавил, что на цену влияет также рост выпуска дизеля 5-го экологического класса, который более дорог в производстве.
По данным ежемесячного отчета Международного энергетического агентства, опубликованного 14 декабря, экспорт дизельного топлива из России в ЕС в ноябре увеличился на 300 000 барр./сутки к уровню октября до 1,2 млн барр./сутки.
Миронюк обратил внимание, что из-за роста добычи нефти в России и замедления ее экспорта нефтекомпании увеличивали производство нефтепродуктов, поэтому цены на бензин замедлили рост. «Но, вероятно, в следующем году переработчики начнут компенсировать снижение маржинальности плавным ростом отпускных цен», – добавил он.
Глава Центра развития энергетики Кирилл Мельников считает, что цены на дизтопливо на АЗС будут расти быстрее стоимости бензина до конца 2022 г., но их рост не превысит 8% в годовом выражении.