Такси в России предложили освободить от средств контроля усталости водителей
Но эксперты не исключают, что в дальнейшем устройства «антисон» станут обязательнымиДепутаты заксобрания Нижегородской области предложили исключить из правительственного законопроекта о такси требование об обязательном оснащении машин средствами контроля за усталостью водителей (устройства «антисон»). Это следует из свода поправок к законопроекту, с которыми ознакомились «Ведомости». Эту инициативу, следует из документа, поддержали также деловые ассоциации (РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России») и Минтранс РФ.
Обязательное требование об установке в легковом такси устройств контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя зафиксировано в законопроекте «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», внесенном в Госдуму правительством 11 мая 2022 г. Это требование, отмечает Минтранс в предложенных поправках, синхронизировано с законопроектом «О внесении изменений в статьи 2 и 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» («Ведомости» писали о нем 14 ноября).
В поправках это положение предлагается изложить так: «На основании решения перевозчика легковые такси могут оснащаться средствами контроля работоспособности, требования к которым, а также порядок оснащения ими легковых такси устанавливаются в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения». В таком варианте изложения законопроект даст возможность устанавливать такие средства в такси, но не будет обязывать это делать. В Минтрансе, деловых ассоциациях и крупных таксопарках на запросы «Ведомостей» на момент сдачи материала не ответили.
Сейчас средством контроля соблюдения режима труда и отдыха водителей являются тахографы. Обязательство оборудовать ими машины вводилось с 2014 г.: сначала – для грузовиков массой от 3,5 т, затем – для автобусов и микроавтобусов от восьми пассажирских мест. Устройство позволяет регистрировать информацию о скорости и маршруте движения, а также контролировать соблюдение норм труда и отдыха – водитель не может находиться за рулем более 10 (в некоторых случаях – 12) часов в сутки.
Нормы труда и отдыха основаны на среднестатистических показателях и не учитывают индивидуальные особенности водителей, говорится в пояснительной записке к поправкам в закон «О безопасности дорожного движения». Их учет может позволить как увеличить предельное время управления, так и уменьшить его относительно установленных норм, снизив риск ДТП, указано там.
Законодательная новелла о внедрении средств контроля за усталостью обсуждается не первый год и каждый раз вызывает критику со стороны владельцев такси. Но в Москве таксопарки уже тестируют такие системы, говорил ранее «Ведомостям» источник в столичном таксопарке. По его словам, такие устройства с камерами «позволяют контролировать все этапы работы, а интеллектуальная система реагирует, если водитель начинает засыпать». Это удобно для владельца такси, но пока компания, по словам собеседника, не готова полностью закупить такие устройства по 30 000 руб. на все машины. Минтранс ранее оценивал среднюю стоимость устройств в сумму от 25 000 до 80 000 руб., включая установку и трехлетнее техобслуживание.
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус отмечает, что законодательство не поспевает за технологиями, поскольку устройства контроля усталости на практике уже работают. Но обязанность по их установке, по его мнению, «изначально выглядела бесперспективно с учетом стоимости».
Как регулируют работу такси за рубежом
В ЕС, Канаде, США, Британии и других странах рынок такси активно регулируется государством. Существует масса общественных профсоюзных организаций, защищающих права таксистов. Системы контроля за самочувствием водителей вводятся в зависимости от наличия производителей на местном рынке и их стоимости. Обязательство устанавливать устройства в большинстве стран отсутствует. Но в ЕС уже вступили в силу новые правила, обязывающие ставить на все автомобили, выпущенные после 1 мая 2022 г., целый ряд устройств, в том числе сенсоры, считывающие физическое состояние водителя, отмечает юрист Ярослав Шицле.
Адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле считает, что законодатели пойдут навстречу таксистам, так как у владельцев бизнеса нет возможности найти в текущих экономических условиях средства на оборудование. Юрист не исключил, что в будущем установка таких устройств станет обязательной и для бизнеса будет введена ответственность за их отсутствие. Это, по словам юриста, потребует внесения поправок в КоАП. Он полагает, что будут «как штрафы, так и отзыв лицензии». «По общему правилу ответственность должны будут нести водители или таксопарки. Агрегаторы такси являются посредниками, поэтому не обязаны соблюдать требования закона в части оборудования машин такси», – пояснил он.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель напоминает, что законопроект о такси вносит существенное изменение в регулирование, вводя несколько реестров для водителей и автомобилей, и легализует деятельность агрегаторов («служб заказа легкового такси»). Поэтому проблем с привлечением к ответственности всех участников таксомоторного бизнеса должно стать меньше, считает он. Учитель добавил, что в развитых странах системы контроля усталости водителей, особенно в сфере грузоперевозок, «используются давно и успешно». В легковом такси такие устройства, по его словам, применяются реже.