Транзит казахстанского угля в порты Северо-Запада России вырос на 27%
Его активно покупают страны Европы в условиях запрета на российское топливоТранзит казахстанского угля через российские порты Северо-Запада (порты Балтийского моря) в августе – ноябре 2022 г. вырос на 27% в годовом выражении до 3,72 млн т. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в российском железнодорожном операторе и подтвердил собеседник в стивидорной компании.
Объем перевозок угля из Казахстана по этому направлению в ноябре превысил 1 млн т (+23%), а количество вагонов, задействованных в перевозках, увеличилось на 3000 шт. до 15 400 единиц, рассказывает первый источник. Значительный рост, по словам собеседника, фиксируется уже четвертый месяц. «Уголь из Казахстана массово поехал транзитом по железной дороге через Россию в порты Северо-Запада и далее в Европу», – уточнил он.
В начале апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России из-за СВО эмбарго на импорт российского угля с 10 августа 2022 г. Санкции напрямую коснулись транспортной отрасли Северо-Западного ФО, в том числе портов в Усть-Луге, Высоцке, Выборге, Калининграде и Большого порта Санкт-Петербург. Также российским судам было запрещено заходить в европейские порты, а автоперевозчикам из России и Белоруссии – заезжать на территорию ЕС.
В 2021 г. уголь в грузообороте порта Усть-Луга составлял 38% (42 млн т), Выборга – 42% (455 000 т), следует из статистики администрации морских портов Балтийского моря. У Высоцка этот показатель был на уровне 22% (4,3 млн т). В целом доля портов Северо-Запада составляла 21% от всего российского угольного экспорта в 2021 г.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов Балтийского бассейна за 10 месяцев 2022 г. составил 203,6 млн т (-2,3% год к году), из них 79,7 млн т (-18,8%) сухих грузов. Усть-Луга за этот период перевалила 101,4 млн т (рост год к году на 13,4%), Приморск – 48,2 млн т (+11,6%), Большой порт Санкт-Петербург – 32,6 млн т (-37,1%), Высоцк – 13,4 млн т (-5,8%).
По мнению собеседника в операторской компании, теперь у портовых терминалов есть шанс нарастить грузооборот за счет казахстанского угля. Железнодорожники, в свою очередь, смогут заработать, а страны ЕС получат уголь и смогут пережить зиму, рассуждает он.
Собеседник «Ведомостей» в стивидорной компании не так оптимистичен. Он считает, что пока слишком рано говорить о массовой перевалке казахстанского угля, поскольку этому могут помешать российские экспортеры. «Все еще остро стоит вопрос о том, куда деть российский уголь, который перераспределяют с Восточного полигона (БАМ и Транссиб)», – отмечает он.
Транзит угля из Казахстана осуществляется по недозагруженным линиям и не ограничивает потоки угля с основных российских месторождений, отмечает представитель РЖД. Конкретные линии и абсолютные цифры он не назвал.
«Ведомости» направили запросы в министерства транспорта России и Казахстана, компанию «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги»), АСОП и отдельным стивидорам, крупнейшим угольным компаниям России (СУЭК, «Кузбассразрезуголь», ЭЛСИ, «Распадская», «СДС-уголь»).
Казахстанский уголь поддержит загрузку портов на Северо-Западе, но полностью изменить ситуацию с их низкой загрузкой пока не сможет, считает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По его оценке, снижение загрузки портов в этом направлении составит 5–10% по итогам года.
По данным гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, средняя стоимость железнодорожного тарифа на перевозку угля из Казахстана в российские порты на Северо-Западе составляет 1050–1100 руб. за 1 т, а предоставления парка – до 800 руб. за 1 т. Дополнительная выручка РЖД от таких перевозок составит от 1,5 млрд до 2 млрд руб. в месяц, оценивает Шапошников.
Куда едет казахстанский уголь
По данным Бюро национальной статистики Казахстана, всего в 2021 г. из страны было экспортировано 28,75 млн т каменного угля, брикетов, окатышей и аналогичных видов твердого топлива из каменного угля (код ТН ВЭД 2701). Cамым крупным направлением была Россия (19 млн т), вторым по величине покупателем – Швейцария (4,35 млн т). Согласно данным минфина Казахстана, в январе – октябре 2022 г. поставки твердого топлива из Казахстана увеличились в направлении Швейцарии на 82% до 6,21 млн т, Польши – в 16 раз до 1,14 млн т, Кипра – в 59 раз до 752 880 т. В Турцию поставки выросли на 78% до 652 220 т.
У Казахстана достаточно добывающих и обогатительных мощностей, чтобы нарастить экспорт энергетического угля в ЕС, отмечает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Крупнейшие местные производители «Богатырь комир» и «Шубарколь комир» занимают более 50% рынка в республике, отмечает он. Еще 16% добычи приходится на компанию ЕЭК, добывающую энергоуголь на разрезе «Восточный».
По словам Красноженова, качество казахстанского угля приемлемо для европейских энергокомпаний, «основным вопросом остается логистика». Использование мощностей РЖД имеет технические и юридические ограничения из-за введенных ЕС санкций, говорит аналитик. Потенциально Казахстан может развивать порт Актау на Каспийском море и наладить экспорт через Азербайджан и Грузию, но это займет время и потребует инвестиций, считает Красноженов.
Высокие цены на уголь в Европе привлекательны для казахстанского экспорта, отмечает аналитик «Финама» Алексей Калачев. Но, как следует из данных группы, во втором полугодии 2022 г. уголь из Казахстана в Европе заместил лишь одну пятую от объемов, поступавших из России.
По данным Альфа-банка, российский энергетический уголь продается сейчас по $115–120 за 1 т на базисе FOB Балтийское море. Январский фьючерс на уголь на базисе порта Роттердама, по данным товарной биржи ICE, 7 декабря торговался по $264 за 1 т.
Российские марки твердого коксующегося (металлургического) угля реализуются на уровне $165–180 за 1 т на базисе FOB Дальний Восток. Для сравнения: австралийские премиальные марки твердого коксующегося угля торгуются на уровне около $250 за 1 т (FOB Австралия).