Минэнерго предлагает запретить транзит казахстанского угля
Это позволит разгрузить железнодорожную инфраструктуру для российских угольщиковМинэнерго предлагает обеспечить равный доступ угледобывающих регионов к Восточному полигону РЖД (БАМ и Транссиб) и запретить транзит угля из третьих стран, включая Казахстан. Об этом говорится в презентации Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости» (первым ее опубликовал Telegram-канал «Советбезрынка»). По словам источника, знакомого с презентацией, и федерального чиновника, она была подготовлена к совещанию по развитию угольного экспорта у вице-премьера Александра Новака в середине октября.
В документе перечисляется ряд мер поддержки экспортеров угля. В частности, предлагается исключить «приоритизацию регионов при распределении провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры» и ввести временный запрет на транзит угля из третьих стран, чтобы обеспечить приоритет перевозки и отгрузки в портах российской продукции.
Минэнерго считает необходимым переориентировать экспорт высокомаржинальных грузов (с низкой долей логистических затрат в стоимости) с Восточного полигона на запад. Также предложено запретить изменения прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ РЖД) «до стабилизации ситуации» с экспортом угля и возобновить действие скидок к тарифу для перевозки угля в направлении западных и южных портов.
Представитель Минэнерго лишь подтвердил «Ведомостям», что «с профильными ведомствами министерство прорабатывает меры поддержки» угольного экспорта.
В аппарате Новака «Ведомостям» подтвердили, что эти предложения обсуждались, но подчеркнули, что «никаких решений по ним, включая запрет транзита казахстанского угля, не принято». При этом ограничение транзита не поддержано вице-премьером, добавил собеседник.
В начале апреля 2022 г. ЕС включил в пятый пакет санкций из-за СВО на Украине эмбарго на импорт российского угля. С 10 августа запрещены поставки по долгосрочным контрактам. Российские компании стремятся перенаправить объемы на азиатский рынок («Ведомости» писали об этом 17 августа).
По данным Минэнерго, в 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, в том числе энергоуглей – 45,3 млн т. Доля ЕС в экспорте российского угля составила 21,8%.
Уже в марте 2022 г. правительство приостановило до 1 июля действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. ПНД обеспечивали угольщикам, груз которых менее выгоден для РЖД, доступ на Восточный полигон. РЖД получила право определять приоритетность вывоза грузов и отдавать предпочтение более маржинальным товарам, например металлам. Это усилило конкуренцию грузоотправителей на Восточном полигоне.
С 1 июля правительство не возобновило действие ПНД, но установило квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы. Сейчас, по данным газеты «Коммерсантъ», рассматривается продление временных правил очередности перевозок до июля 2023 г.
В презентации РЭА сообщается, что в инерционном сценарии экспорт угля из России в 2022 г. может снизиться на 12,6% к уровню 2021 г. до 195 млн т, а в 2023 г. – еще на 21,5% до 153 млн т. В 2021 г. экспорт угля составил 223 млн т. Поставки через Восточный полигон в 2022–2023 гг. составят по 97 млн т в год против 101 млн т в 2021 г. В оптимистичном сценарии экспорт в 2022 г. снизится лишь на 9% до 203 млн т, в 2023 г. – на 13,3% до 176 млн т. Поставки по БАМу и Транссибу составят 105 млн т в 2022 г. и 107 млн т в 2023 г.
Представитель РЖД заявил, что предоставление тарифных и иных преференций для экспортного угля на восток «не будет иметь смысла при текущей максимальной загрузке» инфраструктуры. По его словам, в соответствии с временными правилами очередности перевозок приоритет отдан специальным, воинским и высокотехнологичным грузам, а также внутрироссийским перевозкам независимо от груза. «С учетом увеличения налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых угольные предприятия могли бы попытаться обосновать перед государством необходимость их адресной поддержки в виде субсидий», – добавил собеседник.
В крупнейших компаниях – экспортерах угля не ответили на запросы «Ведомостей».
Наиболее реалистичной мерой поддержки, по мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, является запрет на транзит угля по России. Он отмечает, что, по данным Главного вычислительного центра РЖД, в январе – сентябре 2022 г. среднемесячная погрузка угля составила 28,9 млн т, а транзит – 860 000 т, т. е. на транзит пришлись 2,9%. В случае запрета транзита сильнее пострадает Казахстан, указывает Родионов. Республика в 2021 г. поставила по железной дороге только в ЕС через Россию 540 000 т угля, а в январе – мае 2022 г. – 635 000 т, по данным Eurostat.
Замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев согласен, что ограничение транзита угля может быть «самым быстрым способом» помочь угольщикам. По словам эксперта, это снимет лишнюю нагрузку на железнодорожную сеть за счет прекращения поставок в порты прибалтийских стран и уменьшит ее в сторону российских портов Северо-Запада. Но это, говорит он, потребует решений в политической плоскости: «Сейчас наблюдается парадоксальная ситуация: ЕС ввел санкции в отношении угля из России, а мы не ввели санкции в части транзита угля в ЕС».
Григорьев добавляет, что для поддержки угольщиков следовало бы отказаться от повышения НДПИ на уголь и введения экспортной пошлины на него в 2023 г., как планирует правительство. Министр финансов Антон Силуанов 3 октября заявлял, что пошлины в 2023 г. могут взиматься при цене выше $150 за 1 т для энергоугля и $170 за 1 т для коксующегося. Но первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов 7 октября отмечал, что пошлину могут и не начать взимать в 2023 г. при текущих ценах экспорта. Он сообщил, что для энергоугля на Дальнем Востоке они составляли $130–140 за 1 т.
«Рост налоговой нагрузки является крайне несвоевременным, учитывая эмбарго ЕС, а также намерения Японии, Южной Кореи и Тайваня минимизировать закупки российского угля», – считает Родионов. По его оценкам, из 105,3 млн т бурого и каменного энергетического угля, экспортированного из РФ в Азию в 2021 г., на эти три страны пришлось 46%.